Сибирские огни, 1964, № 12
5 » И. Трофимкин СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Вряд ли кто-нибудь откажется загл я нуть в будущее. Правда, в наше время, пожалуй, никто уже не решится пове рить в красочные, витиеватые описания завтрашнего дня предсказателями или гадалками. Сейчас существу ют куда более надежные спо собы, позволяющие обосно ванно и широко показать перспективы развития целого общества, «предсказать» будущее всем людям земного шара. ь нашей стране любой мальчишка мо жет подробно описать, как он себе пред ставляет «завтра». В этом рассказе бу дут и космические полеты, и удивитель ные открытия, и совершеннейшие маши ны, но самое главное место в нем займет все-таки человек. Известно, что ребята очень любят меч тать. Они :— самые безудержные фанта сты среди всех наших фантастов, и в раз мышлениях о будущем, пожалуй, смогут, как говорится, «заткнуть за пояс» иного писателя. Но литература всегда помога ла им мечтать, давала толчок их вообра жению, их фантазии. Школьники очень любят фантастические романы, но в то же время они хорошо понимают, что кар тины будущего в таком произведении «писатель придумал». А им непременно хочется чего-нибудь более правдоподоб ного, чтобы обязательно было «по-науч ному», как они иногда пишут в отзывах о той или иной книге. В прошлом году издательство «Дет ская литература» выпустило два очень интересных и очень похожих сборника «Здравствуйте, мы из двухлетки» и «Слу шайте все». Интересны они тем, что со стоят в основном из писем ребят. По той же причине их можно назвать похожими. Среди материалов, собранных в кни гах, есть и письма о будущем. Самое ха рактерное для юных корреспондентов — искренность, серьезность и вдумчивость, с которыми они подходят ко всем про блемам. На такого читателя, размыш ляющего, умеющего критически оцени вать факты , и рассчитывают авторы «не фантастических» книг о будущем, авто ры хороших публицистиче ских произведений. Доброт ной можно назвать прежде всего такую книгу, в которой много интересных фактов и в которой ведется серьезный разговор с читателем о различных вопросах и про блемах. К таким книгам, по-моему, и от носятся «Репортаж из будущего» А. Аг рановского, «Репортаж из XXI века» М. Васильева и С. Гущева, «Реш 'отер» Е. Рябчикова. В самом начале книги А. Агранов ского есть такой эпизод. В исследова тельский институт, где «создается завт р а »— проектируются новые заводы ,— приезжают кинохроникеры. Но, увидев, что в мастерской, где им предстоит сни мать, очень тесно, много чертежных сто лов, нет цветов — словом, обстановка ра бочая, а не «съемочная», они решают уб рать часть столов, постелить дорожки, повесить занавесочки и т. д. Главный ин женер не только отказался выполнить эти требования, но очень вежливо попро сил «киношников» убраться. Автор ком ментирует: «Будущ ее делать совсем не легко... Этого-то и не хотели понять ки нохроникеры. Дорогу в грядущее они не пременно хотели представить в виде пря мого, гладкого шоссе, по которому мар шируют с бодрыми песнями». То, что будущее «делать совсем не легко», хорошо понимает и А. Агранов ский и авторы других удачных книг. Р е портажи и очерки Е. Рябчикова, М. Ва сильева и С. Гущева — интересные, де ловые, насыщенные фактами. Здесь нет пустословия, механического «лозунгова- ния». У Е. Рябчикова, например, очень много фотографий с короткими коммен О п у б л и ц и с т и к е д л я д е те й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2