Сибирские огни, 1964, № 12

5 » И. Трофимкин СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Вряд ли кто-нибудь откажется загл я­ нуть в будущее. Правда, в наше время, пожалуй, никто уже не решится пове­ рить в красочные, витиеватые описания завтрашнего дня предсказателями или гадалками. Сейчас существу­ ют куда более надежные спо­ собы, позволяющие обосно­ ванно и широко показать перспективы развития целого общества, «предсказать» будущее всем людям земного шара. ь нашей стране любой мальчишка мо­ жет подробно описать, как он себе пред­ ставляет «завтра». В этом рассказе бу­ дут и космические полеты, и удивитель­ ные открытия, и совершеннейшие маши­ ны, но самое главное место в нем займет все-таки человек. Известно, что ребята очень любят меч­ тать. Они :— самые безудержные фанта­ сты среди всех наших фантастов, и в раз­ мышлениях о будущем, пожалуй, смогут, как говорится, «заткнуть за пояс» иного писателя. Но литература всегда помога­ ла им мечтать, давала толчок их вообра­ жению, их фантазии. Школьники очень любят фантастические романы, но в то же время они хорошо понимают, что кар­ тины будущего в таком произведении «писатель придумал». А им непременно хочется чего-нибудь более правдоподоб­ ного, чтобы обязательно было «по-науч­ ному», как они иногда пишут в отзывах о той или иной книге. В прошлом году издательство «Дет­ ская литература» выпустило два очень интересных и очень похожих сборника «Здравствуйте, мы из двухлетки» и «Слу­ шайте все». Интересны они тем, что со­ стоят в основном из писем ребят. По той же причине их можно назвать похожими. Среди материалов, собранных в кни­ гах, есть и письма о будущем. Самое ха­ рактерное для юных корреспондентов — искренность, серьезность и вдумчивость, с которыми они подходят ко всем про­ блемам. На такого читателя, размыш ­ ляющего, умеющего критически оцени­ вать факты , и рассчитывают авторы «не­ фантастических» книг о будущем, авто­ ры хороших публицистиче­ ских произведений. Доброт­ ной можно назвать прежде всего такую книгу, в которой много интересных фактов и в которой ведется серьезный разговор с читателем о различных вопросах и про­ блемах. К таким книгам, по-моему, и от­ носятся «Репортаж из будущего» А. Аг­ рановского, «Репортаж из XXI века» М. Васильева и С. Гущева, «Реш 'отер» Е. Рябчикова. В самом начале книги А. Агранов­ ского есть такой эпизод. В исследова­ тельский институт, где «создается завт­ р а »— проектируются новые заводы ,— приезжают кинохроникеры. Но, увидев, что в мастерской, где им предстоит сни­ мать, очень тесно, много чертежных сто­ лов, нет цветов — словом, обстановка ра­ бочая, а не «съемочная», они решают уб­ рать часть столов, постелить дорожки, повесить занавесочки и т. д. Главный ин­ женер не только отказался выполнить эти требования, но очень вежливо попро­ сил «киношников» убраться. Автор ком­ ментирует: «Будущ ее делать совсем не­ легко... Этого-то и не хотели понять ки­ нохроникеры. Дорогу в грядущее они не­ пременно хотели представить в виде пря­ мого, гладкого шоссе, по которому мар­ шируют с бодрыми песнями». То, что будущее «делать совсем не­ легко», хорошо понимает и А. Агранов­ ский и авторы других удачных книг. Р е­ портажи и очерки Е. Рябчикова, М. Ва­ сильева и С. Гущева — интересные, де­ ловые, насыщенные фактами. Здесь нет пустословия, механического «лозунгова- ния». У Е. Рябчикова, например, очень много фотографий с короткими коммен­ О п у б л и ц и с т и к е д л я д е те й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2