Сибирские огни, 1964, № 12

И новая проблема. Лях считает, что молевой сплав по таким рекам, где име­ ется возможность повернуть вывозку к железной дороге, не только не нужен, но и вреден. Пользы от него — ноль. Теперешняя лесовозная техника дает возмож­ ность обойтись без сплава. Выгоды налицо. Во-первых, народное хозяйство полу­ чит древесину немедленно, а не через год или два — к моменту сплава. Во-вторых,, получит полноценную древесину, а не подопревшую, изъеденную короедами, поло­ павшуюся, годную, преимущественно, лишь на дрова. В-третьих, не будет загряз­ няться река, и рыбе в ней будет спокойней, вольготней. При автомобильной вы­ возке можно заготовлять и высокоценную лиственницу, которая сейчас остается на корню: к сплаву она не пригодна — тонет. И еще одно, весьма важное обстоятель­ ство: сплав как трудовой процесс далеко не лучшее достижение человеческого прогресса. Труд здесь нелегкий, вредный для здоровья. Выводы весьма убедительные. Если смотреть на дело по-государственному, выгода от перехода на автомобильную вывозку, вместо сплава, несомненна. Лес­ промхозу понадобится лишь немного побольше МАЗов... Лях устремлен в будущее. Я знаю: трудно ему сейчас — режим, надо сохра­ нять спокойствие. Клокочет в нем неукротимый, могучий дух беспокойства, всег­ дашний спутник его жизни. Дух преобразований, счастливо уживающийся с муд­ рым хозяйским расчетом и ясновидением. Мне всегда кажется, что Григорий Иванович способен насквозь просвечивать людей, находить то главное, чем можно измерить ценность человека. Он никогда не бывает сентиментальным, но всегда справедливым. Он не занимается благотво­ рительностью, но всегда придет на помощь человеку. Он знает людей, уважает их. Поэтому велико его влияние на них. Лесорубы тянутся к нему, ибо знают, что он поступит по совести. Таков он, Григорий Иванович Лях. Каждая встреча с ним интересна, желан­ на: она обогащает знанием, порождает раздумья, наталкивает на поиск. Поэтому, прощаясь с Григорием Ивановичем, я всегда говорю: — До скорой встречи! * * * Будильник вот-вот оглушительно зазвенит. Я просыпаюсь раньше и преду­ смотрительно выключаю звонок. Третий час ночи. По привычке, мысленно, черты­ хаюсь на железнодорожное начальство, составлявшее расписание, и, лениво одев­ шись, покидаю теплую и сонно посапывающую леспромхозовскую гостиницу. Вот он, мой «пятьсот веселый»... Гукнул паровоз Поезд дернулся ревматиче­ скими суставами, заскрипел, застучал. Вновь покидаю я свой «медвежий угол». И, как всегда, на душе светло, спокойно, немного грустно... Право же, этот уголок земли ничуть не хуже, чем любой другой. Тому, кто тут жил, понял душу лесору­ ба, увидел красоту здешних мест, — невозможно не полюбить этот кусочек нашей большой Родины и щедрых на доброе дело, сильных людей — хозяев леса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2