Сибирские огни, 1964, № 11

кий сухой старичок с копной совершенно седых волос. Дочь, вероятно, предупредила его о цели посещения гостя; он поздоровался с Альбертом очень сердечно и тотчас принялся открывать ящики и выкладывать на стол груды каких-то записей и блокнотов. — Не знаю, буду ли я в состоянии удовлетворить ваше любопытст­ во: ведь уже двадцать лет прошло с тех пор, как я работал над моногра­ фией об Ольбрахте Ласком. Последнее время память особенно начинает подводить меня. Но у меня сохранились все записи, они очень разборчи­ вы, быть может, они пригодятся вам? — Я пишу работу о Ди и Келли и об их пребывании в Польше. Дела Ольбрахта Лаского интересуют меня лишь постольку, поскольку они свя ­ заны с личностями этих двух английских чародеев. Прежде всего мне ж е ­ лательно было бы установить причины, по которым Лаский привез их в Польшу. В своей монографии вы немного об этом писали, вот почему я разыскал ваш адрес и приехал сюда. Учитель покинул стол с грудами записей и с пачкой папирос в руках подошел к Альберту. Щуря близорукие глаза, он заглянул в лицо гостю -серьезно, изучающе и с искоркой иронии, наконец. — Это очень странно, — сказал он. — Вы имеете в виду причины приезда чародеев? Он рассмеялся: 4 — Нет, причины вашего приезда... Кончики пальцев Альберта, которыми он подавал учителю зажжен­ ную спичку, дрогнули. Рамуз рассмеялся опять: — Очень странно, что есть еще люди, которых занимают подобные вопросы. Время, в которое мы живем, не слишком-то способствует таким увлечениям. Я смотрю на вас и не могу надивиться: неужели вас не под­ хватила борьба за власть, страшная, кровавая борьба, которая идет в нас самих и рядом с нами? — Нет, — твердо отрезал Альберт. — А проблема выбора? Н а какой стать стороне? — Я уже выбрал. Учитель смутился. В замешательстве он потер ладонью лоб, щеки, пригладил волосы. Альберт постарался смягчить свой резкий тон: — Я три года пробыл на фронте. Разве не имею я права считать, что война все-таки кончилась? — Простите, не для всех. — О, да! Я вчера приехал сюда поездом, на который совершили н а ­ лет. Убили несколько человек. Н а моих глазах из купе вытащили красно­ армейца и пристрелили его возле вагона. Рокита... Кто это, к черту, такой? Учитель не отвечал. Шелестя войлочными туфлями , он прогуливал­ ся по кабинету. Монографию о ЛаЬком он написал, должно быть, в мо ­ мент мимолетной вспышкилстрасти к науке, а теперь, возможно, думал об этом даже с некоторым смущением. Он принадлежал, скорей всего, к типу педагога, а не исследователя прошлого, его привлекало то, что ж и ­ вет, а не умершее. Поэтому в разговоре с Альбертом история Лаского все время отходила на дальний план, на переднем ж е оказывались д р у ­ гие, самые животрепещущие вопросы, терзавшие учителя. — Сразу после освобождения, в сорок пятом году, коммунисты н а ­ шего города выдвинули меня на пост директора гимназии. Я всегда был либералом, рационалистом. Вспомнили, что когда-то я выступал против влияния церкви на школу, что симпатизировал левым. Мне велели вос­ питывать молодежь. Но, простите, молодежь не воспитаешь под стеклян­ ным колпаком. Перкун, знаете ли, тоже был учителем, воспитателем. Во время войны он провел в наших местах несколько удачных боевых опера-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2