Сибирские огни, 1964, № 11
словн о 'в зажигалку на груди с о л д а т а . Прицел спас мне ж и зн ь . А летчика н аш его полка Я ко вл ева он не спас... Я вспомнил вылет, в ко то р ом погиб Яковлев. Н а Котовск шла группа н ем ец к и х бомбардировщиков. Котовск был от нас н е далеко, и сообщение о налете м ы все восприняли как си г н а л к самообороне. Н е ожидая р а к е т , один за другим, б е з всякого строя «Миги» ринулись туда. К о гд а набрали высоту, у в и д е л и , что станция Котовск уже горит. Опоздали. Но мы все-таки полетели дальш е. И поступили правильно. «Юнкерсы» успели у ж е отбомбиться и собирались в г р у п п у . Увидев наших истребителей — а мы п о я в и лись с р а з у с нескольких сторон, готовые атаковать, — «Юнкерсы» сомкнулись плотным строем, стали почти к р ы л о в крыло и открыли огонь из всех турельны х пулеметов. Пули встречали к аж д о г о , кто к ним п риближ ался. Вырвавшись вп е р ед , один и з н аш и х самолетов — к а к потом выяснилось, это бы л самолет Яковлева — с высоты бросился на ведущего. О н пикировал сквозь трассы . Что руководило Я ковлевым в эти минуты? С т р ем л ен и е сбить ведущего и расстроить группу? Ж е лание у в л е ч ь за собой остальных? Он поступил, как поступает боец-пехотинец, п ер вы м поднимаясь в ш ты к о вую а т а к у . Я к о в л е в не дотянулся до в е дущ е го . Во время пи кировани я он был убит. Но з а него атаку закончил его самолет. «Миг-3» врезался в бомбардировщик. «Ю н кер сы» ш арахнули сь в стороны. Н аш и истребители сразу накинулись на них. По с л е ду боя на земле вставали ды м овы е столбы от упавших «Юнкерсов». Последнего из этой девятки летчик Меметов с б и л уже за Днестром. Э то была большая п об ед а нашего п о л к а. Мы 1одержали ее потому, ч т о Яковлев первым п ош е л в атаку. Погибая, он обеспечил победу живым. Но м ы возвратились домой б е з Яковлева. На другой день его похоронили н а месте п ад ен и я . Он был убит п у л ей в лоб. В стекле кабины бы л а только одна пробо ина. Я к о в л е в а не спасли роковые д в а сантиметра, не сп а с ... прицел. Я д у м а л о защите кабины л е т ч и к а спереди, о бронированном стекле. Из ч е го бы тако е стекло можно изготовить? Сколько бы отваги придало оно летчикам! Сколько жи зней спасла бы т а к а я защита! З а т е м мысли переметнулись к радио... По сути д е л а , мы в положении гл у х о немых. У н ас всего несколько си гн а л о в покачиванием к ры л ь е в . Чтобы поддержи вать хо ть какую-нибудь связь м е ж д у собой, мы жмемся д р у г к другу, строим п л о т ные б о евы е порядки, которые ско вы ваю т маневренность. Сколько опасностей п р е дупредило бы слово, брошенное в эфир! Отсутствие р ад и о св язи поставило н аш у истребительную авиацию в очень трудное положение. Приемники и передатчики, установленны е на отдельных сам о л е та х командиров, неудобны в эксплуатации, они не обеспечивают управления в бою. А проблема строя и стребителей? Что произошло, к о гд а меня подбили? В зо н е зенитного огня мы шли тройкой. Когда Лукашевич о т в е р н у л в мою сторону, он чуть не столкнулся сомной. Е сл и бы я не был вынужден делать горку, меня бы не подбил а зенитка. М ы сли , мысли... Н а второй день я отказался о т кровати и пошел по Маякам. Завернул в м а газин. К у п и л зубную щетку, п о р ош о к , полотенце, чем одан чи к — этого у меня т е перь не бы л о , и еще — общую т е т р а д ь . Она напомнила м н е о Качинской ави аш ко ле, где приходилось много конспектировать и чертить. К о гд а летчики явились с аэрод ром а, я сидел над тетрадью . Один за гл ян у л через п л еч о на исписанные с т р ан и цы , передал шёпотом другим : — Сочиняет. Наверно, ром ан . — В двух частях. «От П р у т а до Днестра», — с ъ я з в и л Фигичев.— Какш е л пешком — первая часть, как е х а л н а лошади — вторая. — Ч т о пишешь?— спросил Дьяченко. — Т а к , заметки,выводы, — уклончиво ответил я. — К каким же выводам, п р иш ел ? — Ч т о имеешь в виду? — Н у , вообще — жизнь, в о й н а ... Это тебя заним ает? — Н ет. Меня интересует т а к т и к а . Думаю вот, н уж н о лисмотреть, куда п а дает сб и ты й тобой самолет? — И какой же вывод? — По-моему, лучше не см о тр е ть . — Почему?' — Ч тобы не оказаться на з е м л е , рядом с ним. Т о варищ и обступили нас, т о ж е задумались. — Д а , но посмотреть и н те р есн о . Даже необходимо! Прилетишь — долож ить надо, гд е уп ал сбитый. — Д ру ги е увидят и сообщ ат. А ты, когда сбил, см о тр и в оба, где еще п р о тивник.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2