Сибирские огни, 1964, № 11
Возвращаюсь на аэродром в Сынжерею. О гляды ваю сь, вспоминаю п од роб н о сти вы л е т а . Он кажется необыкновенно долгим — т а к много событий и в п е ч а т л е ний. Н ет Семенова... Значит, н а с в эскадрилье остало сь восемь... Что било по л и цу? Н аверно , в глубине тучи к р уж и л , рождаясь, град. Н ад о иметь в виду... Г д е ж е вся эскадрилья? В иж у на аэродроме семь самолетов, один почему-то застрял на краю л е т н о го поля. Н а земле все становится понятным: Силеверстов выкатился за пределы по ля, п о п а л колесами в щель. Согнуты е лопасти винта похожи на бараньи рога. Д а , беда н е приходит одна: теперь в эскадрилье только сем ь готовых к вылету м аш и н . А вылетать надо немедленно: на Кишинев идут д в е дерятки «Ю-87». М ы перехватываем их н а маршруте. «Лапотники», к а к мы называем «Ю -8 7 » за их неубирающиеся шасси, за в и д е в нашу группу, бр о саю т бомбы куда п оп ал о и н ал егк е драпают домой. Д ва и з них не успели даже развернуться — за го р е л и сь , пошли к земле. На нас со в с ей яростью налетают «Мессершмитты». Один и з них , в то в р ем я , когда Дьяченко а т а к у е т третьего «Ю -87», обстреливает его с ам о л е т. Л у к аш е в и ч рядом, бросается н а выручку другу, но опаздывает. «Мессершмитт» уж е поплатился за свою п о п ы т к у сбить нашего—и он пошел вниз, но и с ам о л е т Д ья ч ен к о , постепенно п ер евали в аясь, входит в пикирование. Мы ждем, что Д ь я ченко выбросится с парашютом. Кричим, словно н а д е ем с я , что он услышит нас: «П ры гай ! Прыгай!» Даже в т а к о м напряженном во здуш ном бою, что бы там ни было в о к р у г тебя, в какие-то мгновения видишь, чу в ству еш ь тяжелое пол ож ени е дру га. «Прыгай!» — это наш е желание и повеление. Н о Дьяченко не пры гает. У самой зем ли самолет резко вы х о д и т в горизонтальный полет и тянет на в о с то к . Л у к аш е ви ч догоняет его и сопровождает к аэродрому. Д о м а стало понятно, п о ч ем у Дьяченко не вы п ры гн ул , когда самолет п а д а л . О казы вается, во время пад ения машины, на большой скорости фонарь сд в и н у ть н азад совершенно невозможно. После этого случая в с е летчики посбрасывали ф о нари и летали в открытых к а б и н а х . Своего фонаря я лиш ил ся раньше, чем мы это у стан овили . ' 3 Ш т а б дивизии приказал п е р е д возвращением в М а я к и проштурмовать в р а ж е ские вой ска между Унгенами и Бельцами. И д ем навстречу широкой ту ч е. Где-то за ней с а д и т с я солнце, но в обл аках ни просвета: в сумерках черная с т е н а , расчерченная молниями, стоит перед н ам и . Ищу, гд е туча пореже, и у стр ем л яю сь в затянутое се тк ой дождя окно. З д е с ь , за черной стеной, чудесная погода: прямо перед нами за горизонт с а дится солнце, на мокрых д о р о га х блестят лужи, стек л а немецких машин. Мы в н е ск ол ьк о заходов проштурмовываем немецкие войска и возвращаемся. И снова перед нами б уш ующ ая туча, теперь ещ е гуще. Идем н ап ролом . В спыш к а молнии наполняет ч е р н ы й дождевой мрак ослепительным светом. М о л ния р яд ом . Но думаешь не о н ей . Заботишься только о том, чтобы не о тклони ться от направления: где-то вблизи л е т я т товарищи. Приборов не видно. Н о вот впереди уже за б р е зж и л свет. Звено Ф и ги ч е в а выскакивает из о б л а к о в рядом с моим. После такой т ь м ы приятно увидеть с ам о л е ты всей группы. О днако здесь, по эту с т о р о н у тучи, в самом д ел е ночь. Куда лететь? К а к д о б и р а ть ся до Маяков? Л у чш е всего выйти на ж е л езн ую дорогу, по ней н а Котовск, а оттуда р у к о й п одать до нашего аэродрома. М о я группа некоторое в р е м я идет за мной. И в д р у г я вижу, как Фигичев о т в а л и в ае т в сторону, а за ним и его ведомые. К у д а он повел звено? Р еш и л самостоятельно вы х о д и ть на аэродром? Б е з м оей к ом анды ? Это своеволие. Бросаю сь в погоню за н им и , но сумерки словно проглотили их. Убедившись в бесполезности поисков, вы хож у н а Маяки. С е л и в темноте, с ф ар ам и . Рулю к стоянке и зам е ч аю : звена Фигичева н ет. Не х о ч е т с я вслушиваться в то, ч то говорит техник. С е го д н я погиб только один л е т чик м о ей эскадрильи, Семенов, а на свой аэродром я возвратился всего л иш ь парой. И д у к КП. Кажется, н и к о го и з летчиков на аэ р о д р ом е уже нет. Одному т я ж е ло возвращаться домой. Д ум аю о Фигичеве: куда он повел самолеты, где он и с е ли? А что, если заблудились и снова уйдут в Б ессарабию ? Нет, не должно бы ть! Там , н а западе, у самого г о р и зо н т а высекает вспышки неутихающая гроза — он а н ад еж ны й ориентир. Ну, а е с л и им удалось при зем ли ться где-то у соседей? Они нем едл енно должны дать зн а т ь о себе. П о к а Виктор Петрович зв о н и т по всем аэродромам , я стою у двери, сл уш аю , как он выспрашивает, не зн а е т л и кто хоть какие-нибудь подробности о н аш и х с а м ол етах .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2