Сибирские огни, 1964, № 11

На противоположных сторонах скирды вспыхнули факелом два истребителя. Н емцу не повезло: он с г о р е л в обломках своей машины. Дубинина к р е с т ь я н е до­ ставили в больницу и расск азали о том, что произошло. А мы в это врем я ж д а л и сведений о погоде н ад Бессарабией... Поднялось, п р и гр ел о солнце, туман р а с с е я л с я . Силеверстов звен ом вылетел н а разведку. Но к ом а н д и р полка не захотел т е р я т ь дорогого времени и, не до­ ждавшись возвращения разведчиков, сам п о в е л шестерку на ш турм о вку враже­ с к и х войск... Колонна немцев р астянул ась на несколько километров. Над к о л о н н о й летит «Хеншель-126». Корректировщик. Ведущий н аш е й группы с ходу а т а к у е т его. Ре­ ш ение правильное со в с е х точек зрения, гл авн о е — чтобы корректировщик не вы­ з в а л по радио своих истребителей. Атака Виктора П етр о ви ч а безупречна: «Хеншель» горит и п о л о го падает. Кто-то из наших н а с т и г а е т его, обстреливает. Х в ат и т с него. Но вот ещ е один наш истребитель уже у с ам о й земли подстраивается к нему и стреляет. Мы в с е в недо­ умении: зачем бить сб и то го ? Наш самолет стремительно сближается с «Хенше- л ем » . Кажется, они в о т -в о т столкнутся. «Миг» р е зк о отваливает в ст о р о н у . Само­ л е т , не подчиняясь л е т ч и к у , делает переворот и врезается в землю. Н ем н о го даль­ ш е падает «Хеншель». И снова горят д в а самолета. Один в н аш у ч есть и славу, а другой ... Я думаю о нашем истребителе. ,По номеру машины оп р ед ел яю : Семенов. С ним с в я за н ы моя первая победа в бою и п ер вы е повреждения м о ей машины. Командир полка за в о д и т группу на к о л о н н у для штурмовки. Я осматрива­ ю сь, выбираю цель —• н а широкой, длинной к р ы т о й машине большой б е лы й круг, опознавательный зн ак д л я своей авиации. Он о ч е н ь пригодится мне д л я прицели­ вания. Бросаем бомбы. В згляд фиксирует п оп ад ан и е и опять ищет м е с т о , где до­ горает самолет С ем енова. Почему его сам о л е т рухнул на землю? Мы делаем еще о д и н заход на штурмовку. Прицеливаюсь, наж им аю н а гашет­ к и , испытываю ж гучую ненависть к тем, кто т ам , внизу, укрываются з а броней, бегут, падают в кю веты , гонят свои машины в сторону от дороги, в х л е б , в кусты виноградников. Думаю в с е время о Семенове. Вспоминается наш полет вдвоем , тот момент, когда его «М и г» задымил и я принял е го за подбитого. — Не облегчил в и н т ? — спросил его то гд а, уже на земле. — Не облегчил... Как же так? П о ч ем у он не сделал того, ч т о надо было сделать обязательно? В едь это элементарное правило эксплуатации мотора! Вот и сейчас он слишком р езко рванул на м алой скорости машину в в ер х , и она его наказала —- не смогла взмыть после такого р ы в к а . Вспоминается ещ е один подобный случай. Инспектор дивизии, Курилов, отличнейший летчик, на м а л о й скорости резко п ер е л ож и л ма­ шину на крыло, и он а сорвалась, скользнула, п ош л а к земле штопором, а из него н а малой высоте «М и г» вывести невозможно. Кажется, такая п р о с т а я , известная всем , к т о садится в кабину «М и га-3» , ис­ тина: машина строгая в управлении, не терпит резких эволюций на м а л о й скоро^- сти , — истина, уже с т о и вш ая жизни не одном у. Почему же Семенов з а б ы л о ней к а к раз в те мгновения полета у самой земли, ко гд а так нужно пом ни ть об этом? Д а , мало было у нас в р ем е н и для овладения «М игом» — за это и расплачиваемся. Вражеская к о л о н н а н а дороге уже не к о л о н н а . Мы слишком у в л е к л и с ь штур­ мовкой — скоро д о лж ны появиться вражеские истребители. Если д аж е «Хеншель» не сообщил о нашем н а л е т е , то их уже вы зв а л и наземники. П родолж ая штурмо­ вать, я с опаской п о гл яды в аю на черную тучу , которая встала на ю го-западе. Вы­ скочив из-за нее, оч ен ь удобно напасть на н ас. Вот и они. Идут больш ой группой. О б стан о в к а меняется. Надо в с т у п а т ь в бой, надо, обороняясь, у х о д и т ь ... Схватка сразу расчленяется на несколько очагов. Я, почему-то один, з а к р у ж и л с четверкой «М е сс ер о в » на горизонтальных виражах. Облака не дают п ер ей ти на вертикаль. З а д н и й и з «Мессеров» вот-вот попадет в мой прицел. Я, сколько могу, стараюсь п о д в ерн у ть еще хотя бы на н ес ко л ь ко сан­ тиметров, но мой с а м о л е т срывается в штопор. Вывожу' его из ш то п о р а и, разо­ гнав, иду вверх, в с к а к и в аю в тучу. Темно, как ночью . Отделясь от сиденья, зависаю на ремнях. Воздушная стр у я тянет меня и з к аб и ны . Чувствую, что-то бьет по голове—ф о н а р я у кабины н ет, его сорвало во вч ераш н ем бою. Что это, пули? Так почему ж е н е убивают? Ничего не понимаю. Вываливаюсь из тучи и проскакиваю мимо в р аж е с к и х истре­ бителей. Снова вверх — и с доворотом, сн и зу , на вертикали прошиваю очередью ближайшего «М ессера». Он задымил, скорее «запарил» — белая п о л о с а потяну­ л ас ь за ним. Подбил. Э х , жаль, слабоват огонь! Если бы не так, «М е сс ер у » сра­ з у конец. Догнать, д о б и ть ! Но в хвост м оем у «Мигу» уже п ри страи вается еще один. Снова пикирование и горки. Прыть у оставшихся «Мессеров» уп ал а, ото­ ш ли в сторону. Где же наши? Н и к о г о нет. Надо уходить и мне. 3 . «Сибирские огни» № 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2