Сибирские огни, 1964, № 11

На аэродроме н и к т о не боится дотянуть, подкрасться на газке. Ч то -то новое,, надежное и столь необходимое на фронте прим енили мы здесь, на м ал ен ь к ом аэро­ дроме, и это восприним ается как наша победа. За день н ескол ько раз вылетаем на ш турмовку войск противника. На ночь надо возвращаться в М аяки — командование не решается оставлять по эту сторо­ ну Днестра девять б о е вы х самолетов: враг то там , то здесь вы б р асы в а ет дивер­ сантов. Вечереет Стоим у землянки. По те л еф о н у уже передали в М а я к и , что эскад­ рилья готовится к в з л е т у . Наши товарищи, в том числе и молодой комиссар, с грустной завистью посматривают на нас. Ч е р е з полчаса мы будем з а Днестром, дома, а они о стан у тся, оторванные от п ол ка. Здесь отчетливо с л ы ш н а канонада, н а горизонте тучами встает дым. Неожиданно п р и х о д и т мысль: по дороге в Маяки завернуть ещ е р а з к Пруту, к тем местам, к о то ры е мы обрабатывали се го дн я, поохотиться з а машинами на земле, за самолетами в воздухе. — Хорошо бы полететь через Б ельцы , —-• замечает Лукашевич. Бельцы теперь — прифронтовой город, а Лукашевичу и Д о в б н е так и не удалось узнать ч то -ли б о определенное о св оих семьях. Пусть увидят х о т я бы дом, где, возможно, ещ е находятся их жены и д е ти . Я лечу в паре с Лукашевичем — так л е г ч е маневрировать. Д ья ч ен к о — с Довбней и Шияном. Б о м б не берем. При в с т р е ч е с «Мессершмиттами» без них удобнее вести бой. Идем на вы соте полторы тысячи м етров. Ч ер ез несколько минут выскакиваем на аэродром в Б е л ь ц а х . Он вдоль и поперек расписан воронками — ж е л ты е пятна вывернутой глины р я д ам и лежат по зеленом у полю. Пусто, мертво. Г о р о д в неко­ торых местах еще д ы м и т . На улицах н и к а к и х признаков жи зни — как перед страшной бурей. За городом у в и д е л и поредевшую к о ло н н у немцев, по которой м ы били сего­ дня, она продвинулась на восток. В полях с л е д ы гусениц танков: з д е с ь был танко­ вый бой. Сумерки уже с к ры в аю т от взгляда то, что так хотелось бы у в и д е т ь : машины. Снижаемся, смотрим только на землю. В н еб е, кажется, уже н и к ою нет в такое позднее время. Но вот в сторон е, чуть выше, летит «Хеншель-126». Он совсем бли зко. Поче­ му я не видел его? Н аверн о , потому, что он сливался с темным фоном земли. Если так, значит, он м еня т ож е не заметит, когда я буду ниже его. Р азверн у вш и сь , под­ крадываюсь к нему. «Хеншель» совсем не реагирует на мое приближ ени е. Он, ви­ димо, занят корректировкой огня своей ар ти л лерии . Открываю о гон ь. Трасса достает цель, б ь е т снизу по фю зеляж у, мотору. Че­ рез мой самолет л е т я т какие-то белые ку ски . «Что это? Неужели он бросает ли­ стовки? Я его п у л ям и , а он меня листовками агитирует?» Да это ж е к у с к и дюраля! Взмываю в в ер х , перекладываю м аш ину на крыло, смотрю вн и з. «Хеншель» пошел крутой сп и р а л ью . Падает. За ним ды м . Кажется, что он сби т. Но у самой земли он переходит на горизонтальный п о л е т , тянет к Пруту. О ди н короткий взгляд на группу, — Лукашевич идет за м н ой , тройка в стороне, — и я бросаюсь за «Хеншелем». От зем л и веером тянутся навстречу трассы зени тны х мелкокали­ берных пушек. С л о в н о огненные щупальца, ищ у т жертву. Но в т а к и е минуты ду­ маешь не об оп асности : перед тобой недобитый враг. Он уже н ед ал е к о . Зенитные трассы отсекают м е н я . Слышу стук. Что-то обожгло подбородок. С к в о з ь забрыз­ ганное стекло вижу «Хеншель». Вот он, в м о ем прицеле. Теперь ем у не уйти. Я расстреливаю его к а к фанерный макет! Он п ад ает. На этот раз б е з обмана, пере­ ворачиваясь в в о зд у х е . Набираю вы с о ту , хочу осмотреться, п о н я т ь , что же произошло со мной. Про­ вел по подбородку — болит, на перчатке — кровь. Фонарь справа пробит пулей навылет. Гляжу на э т у пробоину и там, за н ей , в небе замечаю ещ е один «Хен- шель-126». Не н а в аж д е н ь е ли? Нет, н асто ящ и й , и также, как предыдущ ий, без­ заботно летит мне н аперерез. Может быть, это т корректировщик и д е т на смену первому. Впрочем, д л я меня это безразлично: враг — его надо ун и ч тож ать. Захо­ жу, атакую. И это т прибегает к той же хи тр о сти . Он переходит в ш топор, имити­ руя падение. И с к у сн а я имитация, если это она! Я перевожу самолет в крутое, поч­ ти вертикальное пикирование. Хочу р а с с т р е л я т ь «Хеншель» на ш топор е. Земля н ад ви гае тс я на меня. Она уже со в сем близко. Слышу, ч то -то отрывает­ ся от самолета, с т р у я воздуха бьет в лицо. Выхватываю самолет и з пи к е. От тако­ го резкого вывода на мгновение проваливаюсь в какое-то небытие. У трачены ощу­ щения, зрение, с о з н а н и е , И вдруг — снова чувствую, вижу! Я —- у самой земли, в нескольких м етрах о т нее. Самолет идет вверх. Но первая мы сл ь — где «Хен­ шель» Почему его н е видно? Да это же он горит! Горит на земле! Только теперь понимаю, что был на в о ло сок от гибели, что с л иш к ом погоря­ чился, погнавшись з а врагом, его вообще н е нужно было п р есл едо вать: он падал по-настоящему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2