Сибирские огни, 1964, № 11

— Завтра вы л ети те эскадрильей на а э р о д р о м подскока, к Б е л ь ц а м . Оттуда удобней будет п ер е х в а ты в а ть «Юнкерсов» и штурмовать. Подготовьтесь. — Есть, то в а р ищ командир! Так легла на мои плечи ответственность з а эскадрилью, за лю д ей и машины, з а всю фронтовую ж и з н ь небольшого к о л л е к ти в а. Сумею ли я д о с то й н о заменить А тр аш к евич а? По нашей зем л е н а восток шла война. Мы перелетали на з а п а д , ближе к врагу. Навстречу грозе 1 Угасает, к л о н и т с я к ночи еще один ф рон то в ой день. Туда, где с а д и т с я солнце, где алеет з а к а т , никто из нас т е п е р ь не может смотреть спокойно. Т а м , за Днестром, уж е погибло несколько н аш и х товарищей- однополчан; там, в Б ел ьц а х , разрушен наш аэродром, остались с ем ь и (никто не знает, кому удалось выехать, кому нет); о т т у д а надвигается см е р т е л ь н а я угроза. Там разрастается, к а к огромный пожар, в о й н а . На запад, за Д н е с т р , к Бельцам, в н еи звестное нам молдавское село Сынже- рея, на ночь глядя, п ервой отправилась и з М аяков наша комендатура. Мы приехали с аэродрома в поселок, собрались у столовой, г д е нас ожидал ужин, музыка — т е п е р ь каждый вечер в столовой играл неутомимый, неиссякае­ мо оптимистичный в своем репертуаре б а я н и с т ,— а из поселка в ы е зж а л и машины: бензозаправщики, грузовики , в кузове к о т о р ы х лежали бомбы, ящ и к и с пулемет­ ными лентами, боч ки с авиамаслом. Н ав е р х у этого безобидного в н еш н е имущества сидели по-летнему од еты е, в гимнастерках и пилотках, кое-кто с вин товкой , люди. Они — техники, оруж ейники , связисты — долж ны были за ночь д о б р а т ь с я к Сын- жерее и приготовить землянки, траншеи, капониры для бензозаправщиков, под­ ключиться к линии с в я зи , то есть превратить простое поле у села в аэродром и че­ рез день встретить н а с и самолеты. Виктор П етро ви ч и Никандрыч (так м ы называли Матвеева) посоветовались со мной о составе комендатуры. Я со гл аси л ся с предложенным сп и с к ом и только удивился, почему т а к строго подбираются т у д а люди. Когда Виктор Петрович ска­ зал, что возглавит группу комиссар э с к а д р и л ь и техник Б арыш ев, — эту долж­ ность во фронтовых частях ввели еще до опубликования официального постановле­ ние _ стало п о н я тн о : мы будем вблизи ф р о н т а , каждый час все м о ж е т случиться. Комендатура отлично справилась со с в о ей задачей. Мы р а зм е с т и л и на стоян­ ках самолеты и с р а з у же забросали их приготовленными ветками. С комиссаром эскадрильи Б а р ы ш е вы м — это новое з в а н и е очень шло молодому, статному авиа­ технику — обош ли аэродром. У землянки, где уже стоял те л еф о н , у щелей, у склада боеприпасов и горючесмазочных материалов, как им еновалась простая вы­ емка, — везде л е ж а л и кучи свежевырытой глины. Все было в п о р я д к е , кроме главного — взлетно-посадочного п о л я . Оно оказа­ лось очень коро тким . Чуть неудачно спланируеш ь, «промажешь», то есть не кос­ нешься колесами ш а с си у самого Т, и у ж е можешь выкатиться з а пределы аэро­ дрома. Во все с т о р о н ы — поле в обрез. М е н я это беспокоило. Целые годы , зим ой и летом, при лю бой погоде и видимости н а с обучали вы­ ходу на Т с у б р а н ны м газом и точному, в пределах нескольких м е т р о в , приземле­ нию у посадочного зн ака. Дотянуть на м о т о р е во время п ланирования, когда ты, как говорится, сп ускаеш ься с горы, с ч и т а л о с ь грубым наруш ением наставления. Даже высший п и л о т а ж — это главное в подготовке истребителя, д аж е стрельба по целям отступ али на задний план п ер е д планированием без п ри к асан и я к секто­ ру газа, без у ч а с т и я мотора. И все-таки н е всем летчикам у д а в а л о сь садиться без «промаза», у п о л о т н а . Я лично н едолю бливал эти бесконечные о трабо тки посадки — они заглушали чувство других эл ем ен то в техники пилотирования. И вот перед н ам и пологое, о граниченны х размеров поле. Д е л а й на нем посад­ ку без прикасания к сектору газа после боевого вылета, после больш о го напряже^- ния, когда с т р е л я л ты и по тебе ст р ел ял и , д а, может быть, и н а поврежденной МаШИОбойдя а э р о д р о м , я решил сразу ж е поговорить с летчиками о посадке. С на­ чала войны я н е с к о л ь к о раз приземлялся, пользуясь подтягиванием на моторе, и получалось очень хорошо. И сегодня з д е с ь садился с газом. Н адо бы л о рассказать ° СВ°Мы с Б а р ы ш е вы м подошли к л е т ч и к ам , сидевшим на траве у землянки. Это <был наш КП. З д е с ь помещался телефон, связывавший нас с д и в и зи ей , полком, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2