Сибирские огни, 1964, № 11
оригинальностью их р еш е н и я 1. Она напи с а н а живо, интересно и в полемическом п л а н е . Уже в первой г л а в е — «Форми рование мировоззрения Белинского» — а в т о р убедительно опровергает мнение 3 . В. Смирновой и В. С . Нечаевой, отно с ящ и х начало идейного развития Белин ск о го к 1830 году. И. Дьяков находит и стоки мировоззрения будущего критика в чембаро-пензенском периоде его жиз н и . Его пьеса «Дм и трий Калинин» — р езультат не только университетских л е т , но и всего предшествующего пери о д а жизни критика. Свидетельства сов ременников (Лаж ечникова, Попова, Дм. И ванова, А. И. Г ерц ен а) подтверждают вы воды автора, и особенно — письма 1 8 2 9 года к родным. Оказывается, уже в этот период мы н аход им у Белинского зародыши его исторических, философ с к и х , этических, эстетич еских взглядов. Второе положение, являющ ееся лейт мотивом всей книги, св оди тся к доказа тел ьству самого главного: в условиях, к о г д а передовым м ы сл и те л ям России и З а п а д а стало ясно, что не только фео дальны й , но и б у рж у азны й строй изжил с е б я , — в этих у слови ях «из всех форм классовой борьбы н аиб ол ьш ее значение и м е л а идеологическая борьба». Объек т и в н о Белинский п е р вы й из русских мыслителей в полную м е р у ответил на э т о требование времени поисками пра ви л ьн о й революционной теории, подго т а в л и в а я почву «для п об еды в далеком буд ущ ем не только буржуазно-демокра тической , но и социалистической револю ц и и в России». Эти е го мысли очень плодотворны, так к ак вскрывают объек ти в н ую подоснову в з л е т а русской рево люционной мысли в творениях Белин с к о г о . Критик явно л у чш е своих русских современников понимал значение рево люционной теории, п о этом у мы разделя е м сомнения автора относительно прав ди в о сти той тенденции в нашей исследо вательской литературе о Белинском, со г л а с н о которой на н его влияли реши т е л ь н о все — М. Б а к у н и н и Н. Станке в и ч , сунгуровцы и студенты-поляки, Н . Полевой и Надеждин, а влияния об р а т н о го никто не зам е ч а л . Главное не в т о м , чтобы отрицать все э ти влияния, а в том . что «никакие в л и я н и я не могли л иш и т ь Белинского самостоятельности, и д ей н о й независимости», — утверждает И . Дьяков. Кто глубже понимал совре м енн ость, тот лучше р а б о т а л на буду щ е е . На деле именно Б елинский и Гер ц е н возглавили революционно-демокра ти ч ес ки й лагерь в Р о ссии . В главе «Политические взгляды Бе лин ско го» автор п ро сл еж и вает развитие к р и т и к а от просветителя-демократа — к революционному д ем о кр ати зм у и утопи ч е с к ом у социализму. В и т о г е Белинский представлен в широком п л а н е как «отец 1 И . Я. Д ь я к о в . Мировоззрение Белинского. А м урское кн. изд., 1962. революционных демократов народов Рос си и и славянских стран», к а к предшест в е н н и к русской социал-демократии. В ав то р ск ом решении п р о бл емы есть ряд интересных положений. Прежде всего И . Дьяков находит, что Белинский 30-х г о д о в — не революционер, а просвети тель-демократ и «царист». Революционе р о м Белинский становится в сороковые г о д ы . Тогда, то есть в 3 0 -е годы, Белин с к и й , по мнению Дьякова, бы л «принци п и ал ь ны м противником революции, те п е р ь он за революцию». Т очк у зрения П. И . Лебедева-Полянского и А. А. Фа д е е в а , считавших Б ели н ск о го 30-х го до в революционером, а в т о р находит не обоснованной. Д а л е е автор ставит р я д других важ н ы х вопросов: «Белинский о характере револю ции для перехода к социализму, о тнош ени е Белинского к Полежаеву, Т. Г . Шевченко, тактика Белинского, его взгляды на пролетариат». И. Дьяков н е счи тает справедливой распространен н ую точку зрения, к о то р а я сводится к утверждению , что только ученики Бе л и н ск о го , Н. Г. Черныш евский и его со р а т н и к и создали теорию крестьянской р еволю ции. «Верно ли, ч т о Белинский н е поставил вопроса о крестьянской ре волю ции ?» — спрашивает он , и отвеча ет: «Э т о не совсем т а к » ...А в то р развива ет м ы сл ь , что практически историческая об стан о вк а не позволила Белинскому по с т а в и т ь вопрос о «немедленной крестьян с к о й революции», но теоретически он п р и х о д и т к выводу об обреченности фео д а л ь н о г о и буржуазного с т р о я . 0'н стано в и т с я революционером и социалистом. Крестьянство и пролетариат в революци онно-демократической и социалистиче ск о й теории Белинского представлены к а к силы, потенциально отрицающие с т а р ы й мир. На этом основании автор п р и х о д и т к крайнему вы в о ду : «Белин ски й в своем политическом развитии по д ош е л к пролетарской революционно ст и » . Автор справедливо зам ечает при э том , что никто не станет утверждать, бу д то Белинский понял всемирно-исто р и ч е с к ую роль пролетариата. Но Белин ск и й , доказывает он, п о д н я л с я к тому у р о в ню теоретического обоснования со ц и а л и зм а , когда до осо зн ания его дейст в и т е л ь н ы х движущих си л оставался один ш аг. О тсю д а вытекает п р ак ти ч еск ая зада ча, своевременно поставленная автором: и сс л ед о в ать вопрос о соотношении рево люционно-демократических и пролетар ски х взглядов. И. Дьяков по-новому ос в ещ а е т вопрос об отношении Белинско го к Т. Шевченко и к А . Полежаеву. «Революционер Белинский осудил Поле ж а е в а з а неумение бороться». А Тараса Ш е в ч ен к о , после ареста п о э т а , Белин ский осуждал из «тактических соображе ний » . Он высоко ценил т а л а н т Шевчен ко, но считал, что «непосредственная по л и т и ч е с к а я борьба в его в р ем я может
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2