Сибирские огни, 1964, № 11

за ли тературой в Сибири, р ан о обратил внимание на И . Гольдберга, а в 30-х го ­ дах справедливо назвал «П о эм у о фарфоровой ч аш ке» в числе лучших п р о и зв е ­ дений «о социалистическом за в о д е » . Более двадцати л е т не переиздавались к н и ­ ги И . Гольдберга, потому что в годы культа он был оклеветан и арестован (по­ гиб 2 декабря 1939 г.). Но т е п е р ь они по праву за й м у т свое видное м есто в- и стории советской литературы. Н. Я н о в с к и й . ИЗ В О С П О М И Н А Н И Й И с а а к а Григорьевича Г ольдб ер га я знал давно, н о только по ли тературе. В п ер вы е же встретился с ним в Москве, в и зд ате л ьс тв е «Московское т о в а р и ­ щ ество писателей»; Это было, к а к мне припоминается, в 1928 году в один и з его п ри ездо в в столицу. К ак -то в издательстве собралось много писателей, кажется, выдавали гон о ­ рар, и, в ожидании кассира, в с е о чем-то спорили, ч то -то доказывали. Гольдб ерг' скром н о присел к моему столу и с видимым интересом прислушивался к р а зго в о ­ рам. З ам е тн о было, что неожиданный диспут начинал захватывать и его. Б о л ь ­ шие к а р и е глаза Исаака Григорьевича то и дело вспыхивали нетерпеливыми, а п орой и озорными огоньками. А когда Феоктист Б ер езо вски й в шутливой ф о р и е заявил, что н еко торы е п ериф ерийны е литераторы пол агаю т: достаточно иметь в столице квартиру, х о т я бы в З а р яд ь е, тогда из-под их пишущих машинок 'буду т вылетать роман з а р о ­ м аном , Гольдберг не выдержал, вскочил и горячо воскликнул : — Значит, эти литераторы намерены писать о С иби ри ий Зарядья! К а к а я нел епо сть! О Сибири нужно п и с а ть только из Сибири. Дружище, — вдруг он' п о в е р н у л с я ко мне, — едем н а Байкал! Едем без промедления! Гляди, как бы тебя н е захлестнула литература и з Замоскворечья! В с е понимали, что Б ер е зо в ск и й сказал такое, подзадоривая своих оппонен­ тов. Н о реплика Гольдберга застави л а многих за д у м а т ь с я , в том числе и м ен я . И на самом деле, как можно бы л о писать о Сибири в дни, когда каждый д е н ь , к аж ды й ч ас ее жизни приносил новое, большое и необычайное. Нет, не видя э ти х и зм ен ен и й , — писать о них бы л о невозможно. В С иби ри я провел свою ю ность, у ч а с т в о в а л в гражданской войн е. Потом оторвался и з а четыре последних го д а не н а в ещ а л знакомые места. Б ы л о о чем подумать. В том году в издательстве «Московское товарищ ество писателей» выходила книга И с. Гольдберга «Тысяча и одна ночь». Очень м ного хлопот доставило о ф о р ­ м лени е его книги. Исаак Гри горьевич часто заходил в издательстро и зн аком и л ­ ся с многочисленными эски зам и , хмурился и недовольно отворачивался. Мы по­ ним али , что ему хотелось и м еть свою книгу с простым, но оригинальным р и с у н ­ ком. А во т художники, словно сговорившись, рисовали бледные подобия р у с ­ ских п ей заж ей или замазывали листы бумаги яркими и кричащими пятнами. О т­ ч а я вш и с ь , он безнадежно м а х н у л рукой и потащил м е н я , к заведующему и з д а ­ тел ьством . •— Пусть вот Николай Алексеевич решает э т о т вопрос. Мне н екогда. М еня заждались дома. — Он ободряюще кивнул мне и тише добавил: — У ч ти , си б и р я ч о к , на обложке должна бы ть наша тайга и синь устоявшейся ночи, г л у б о ­ кая и темная. Такую тайгу ты знаешь, ты под ее п о к ро вом проводил п ар т и зан ­ ские н очи . Поймите, — посм отрел он на заведующего издательством. — в м о ей книге н е арабские сказки Ш ах р езады , там рассказы о революции в Сибири. П о том , после отъезда Гольдберга, я рассказал о пожелании писателя о д н о ­ му и з художников, фамилию его я уже не помню. К н и г а вышла с синими ноч- ными ел ям и , за которыми в темном ночном небе м е р ц а л и крохотные звезды. П олучив авторские эк зем п л яры , Исаак Григорьевич написал мне: «Вот э т о облож ка! Боюсь, что она л у чш е содержания». А м н е и на самом деле н уж н о было обновить свои впечатления о Сибири. Очень к стати осенью'19Р4 года Министерство Путей сообщения предложило п о ­ ехать в Иркутск на строительство моста через р ек у Ангару. И не в к а ч е с т в е н аблю д ател я, а участника строительства. Предложение дл я писателя того в р е ­ мени необычайное — нужно бы л о оторваться от М осквы и от семьи на н ескол ь ­ ко л е т . Я подумал и дал со гл аси е. В Иркутске сразу с в я за л с я с местными писателями. Среди небольшой, НО' очень активной группы восточносибирских литераторов, конечно, счмой з а м е т ­ ной ф и гу р о й был Исаак Григорьевич. Он был душой всего писательского: кол^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2