Сибирские огни, 1964, № 11

Бывает и в ж и з н и так, когда друзья м о г у т принести больший вред, чем про­ тивники. Друзьям м ы более раскрыты, их с л о в а действуют на н ас сильнее, потому что проходят ч е р е з более тонкий фильтр к ри ти ки , чем слова посторонних людей. Вот почему, н ап р и м ер , педагогу, внуш ающ ая сила слова которого в е л и к а , надо от­ лично разбираться в психологии и ф и зи ол о гии . Галя В., у ч е н и ц а 8-го класса, часто вы с ту п а л а в школьной самодеятельности. На этот раз она го то ви л ась петь «Царевну Несмеяну» на одном и з вечеров. За два дня до выступления у нее заболело горло , появился легкий н а см о р к , кашель. Но девочка решила в с е -т а к и выступать. И в о т Г а л я на сцене. Она дсйпела до середины песни, как вдруг г о л о с сорвался. Сколько ни пыталась она п р о д о лж а т ь петь, из горла вырывались в с е более и более с и п л ы е звуки. В зале р а з д а л и с ь смешки, кто-то потехи р ад и с т а л аплодировать. Г а л я убежала со сцены в отчаянии. Педа­ гог, ответственная з а концерт, тоже п е р еж и в а л а , но не за девочку, а за испорчен­ ный концерт, она н е подумала о состоянии юной певицы, д аж е не поговорила с ней. Галя ушла д ом о й угнетенная, п е р е ж и в а я позор провала и тр е в о г у за судьбу своего голоса. Б у д ь рядом с ней в такой м о м е н т опытный педагог, он объяснил бы ей, что подобные, с л у ч а и бывают даже у опы тны х певцов, что н и ч е го страшного здесь нет, а х ри п о та быстро пройдет. Но т а к о г о опытного ч е л о в е к а рядом не ока­ залось. И девочка заболела, стала говори ть ещ е хуже и тише. П о т е р я голоса про­ должалась ни и н о г о , ни мало — десять м е с я ц е в , пока девочка не п о п а л а к опытно­ му врачу, который внимательно обследовал е е и сказал, что г о р л о совершенно здорово и ока м о ж е т говорить. Надо т о л ь к о полечиться. Он н а п р а в и л школьницу на гипнотерапию. П о с л е десяти сеансов г и п н о за девочка заговори ла. Любой педагогический процесс д о л ж е н делать людей сч а с тл и в е е , чем они были. И беда от т е х педагогов, которые р а б о таю т, забыв об этом . Р е зк и м окриком, грубым словом они н е только наносят непосредственный вред у ч ащ и м с я , но вызы­ вают к жизни ещ е о д н у силу — силу п о д р аж ан и я , которая о соб енно велика в уче­ никах. Таким о б р а зо м , получается, что в р е д н ы е микробы грубо сти могут быстро распространиться в коллективе учащ и хся. В таких случаях поступать следует точно так же, к а к поступают инфекционисты и работники санэпидстанций — не­ медленно л и к ви ди ро вать заразный м и кроб , не дав ему распространиться и вы­ звать эпидемию. Печатное с л о в о , так же, как и у ст н о е, особенно относящ ееся к конкретному человеку, может о бл ад ать большой силой внушения. Порой п иш ущ и й совершенно не представляет д ей стви е своих слов на то го , о ком он пишет. П оэтому неблаго­ творное действие внуш ения можно н а б лю д а т ь и в печатных р ец е н зи я х , отчетах, сообщениях. Известная ф у тб ол ьн ая команда т о л ь к о начала сезон, и св ою первую, после долгой зимы, в с т р е ч у проиграла. Для о пы тн о го в спорте ч ело век а этот результат не говорит ни о ч ем . У тренера сейчас о с н о в н а я цель — не вы и г р а т ь любой ценой, а ввести команду в игровую форму, д а ть игрокам возможность «обстреляться» в нескольких то в арищ ески х матчах. В п р о и гры ш е сейчас нет ничего страшного. Да­ же сильнейшие в м и р е спортсмены н а ч и н аю т неровно. Но какой -то неискушенный в этих вопросах ж урн али ст спешит з а я в и т ь н а весь свет: Репетиция о к а за л а с ь неудачной! Первый п р о и гры ш известной команды ! Дальше он р а зв и в а е т свою мысль. И г р а у нападающих в я л а я . Защитники не уверены в себе... и т а к далее. Почему, е с л и команда проиграла п е р в ы й матч, репе­ тиция оказалась неудачной? Да разве м о ж н о требовать от спор тсм енов, чтобы они всегда, даже на тренировках, выигрывали? Т а к можно привести к срыву в самом начале сезона д а ж е опытных спортсменов. Другое дело — о сн о вны е матчи, где от состязающихся т р е б у е тся умение полностью «выложиться», п р о я в и т ь высокие мо­ рально-волевые к а ч е с т в а во встречах с сильнейшими противниками. Но эти каче­ ства надо сн ач ал а выработать, н атр ен и ро вать, в этом и смысл сп о р т а. Для этого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2