Сибирские огни, 1964, № 11

пришел к выводу, ч т о в процессе ф и зи ч ес к о го воспитания, в к лю ч а я сюда как тре­ нировки, так и соревнования, внушение и самовнушение играю т очень большую роль. Заставляю т задуматься такие, н а п р и м е р , факты: спортсмен, уже подготов­ ленный к взятию нового рубежа в п р ы ж к а х в высоту, никак не м ож е т его преодо­ леть. Тогда т р е н е р , подняв планку на п я т ь сантиметров выше, ч ем обычно прыгал его ученик, го вори т: — Прыгай, сегодн я на планке о б ы ч н а я высота, которую ты б р а л вчера. Спортсмен, по вери в тренеру, п ры гае т, и новая высота в зя т а . Опытные трене­ ры знают, что п е р е д тем, как взять к ак о й -л и б о физический р у б еж , спортсмен дол­ жен взять с н а ч а л а самый трудный р у б еж — психологический. В ал ерий Брумель совершил самый настоящий спортивный подвиг, успешно а т а к о в а в никем раньше не покоренную вы с о т у . Юрий Власов с о в е рш и л геройство, взяв небывалый в исто­ рии человечества в е с. Для этого сп ор тсм ен ам потребовалась о г р ом н а я психологи­ ческая энергия, м уж ество. После их п о д в и го в на спортивной а р е н е многие веду­ щие прыгуны и ш тангисты всего мира ул учш и ли свои р е зу л ь т а ты . Что, сильнее они стали после подвигов советских спортсм енов? Психологический рубеж был взят — вот о сн о в н а я причина улучшения их результатов! Б о я зн ь невиданной вы­ соты, боязнь бы ть в мире первенцем в с ех времен, трудность проторить впервые «психологическую дорожку» иной раз н е позволяют полностью использовать свои резервы. А ведь р е зе р вы — вещь ем к ая . Видимо, они очень в е л и к и , наши физи­ ческие и ум ств енны е резервы. Просто м ы п о к а не умеем их к а к следует исполь­ зовать. В спорте, к о т о р ы й Сергей назвал о ч е н ь удачно «моделью ж и зн и » , это видно особенно наглядно. Иногда случай на с е к у н д у раздвигает з а в е с ы тайн. Я читал где-то, что ч е л о в е к , убегавший от р а з ъ я р е н н о й собаки, развил такую скорость, что превысил р е к о р д мира в беге на сто м етр о в . При исклю чительны х обстоятель­ ствах люди с р е д н е й физической силы п о д влиянием сильного нервно-психическо­ го импульса м о гу т поднимать очень б о л ьш и е тяжести, которые в обычном состоя­ нии этим людям совершенно не под си л у . В то же время и зв е с т н о немало таких случаев, когда с и л ь ны й , здоровый ч е л о в е к н е в состоянии с д ел а ть легко выполни­ мое при его д а н н ы х физическое уп р аж н ен и е . Я знал юношу, отличного прыгуна, который в свое в р е м я брал без труда в ы с о т у 170 см, а через г о д , будучи совер­ шенно здоровым, н е мог взять 125 см! В ч е м дело? В боязни п л а н к и . Был случай, когда тренер з а с т а в и л его брать большую высоту, не подготовив его достаточно ни физически, ни морально. Нервы п р ы г у н а были перенапряж ены . Он зацепил планку, вдобавок у п а л и сильно ушибся. Б о л ь от ушиба вскоре п р ош л а, но боязнь планки, даже поставленной на «детскую вы соту», оставалась в теч ени е двух лет, до тех пор, пока э т о т навязчивый страх н е бы л снят при помощи нескольких сеан­ сов гипноза. Я с ч и т аю , что виноват в э т о м «срыве», который бы л у юноши, тре­ нер, не учи ты вавш ий во время занятий психологическую ст о р он у , гнавшийся за результатом « лю б о й ценой». Как портят т а к и е охотники за р е к о р д ам и молодых спортсменов! Н е к о т о ры е из них приносят в жертву кратковременному результа­ ту здоровье сп о р т см ен а по незнанию элем ентарных основ ф и зи ол о ги и и психо­ логии. Но п о стр ад авш им от этого не л егч е. Методы «воспитания» такого тренера просты: «Давай, д а в а й , жми, жми, а ну, ещ е рывочек!» Умный ж о к е й так лошадь не гоняет, как « ж м е т напропалую» б езграм о тны й тренер. И е с л и такие грубые ошибки допуск аю тся не столь часто, то в о т более тонкие вещи психологического порядка понимает далеко не каждый дипломированный тренер. А должен пони­ мать каждый. Т р е н е р должен обладать больш им терпением, то н к и м психологиче­ ским тактом. Д а ж е в самых простейших деталях тренерской р аб о ты требуется психологизм. Н ап р и м е р , тренер обучает спортсмена выполнению какого-либо тех­ нического приема. У спортсмена этот п р и ем сразу не получается. Если тренер по неопытности или п о другой причине н а ч н е т нервничать, да ещ е д а с т это заметить своему ученику, у то го получается о б р а т н а я реакция, он еще х у ж е усваивает при­ ем, допускает в с е больше ошибек, н а п р я га е т с я . Тренер н ер в н и ч а ет еще больше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2