Сибирские огни, 1964, № 11

Что же п р ои сх о д и т на нашем аэр о д р ом е сегодня? Почему допускаю тся такие явные нарушения известных положений? П очему не взлетают над п ол ем предупре­ дительные рак еты ? Самолеты ведь за х о д я т на посадку на необычно высоких ско­ ростях... Командир н аш е й эскадрильи и мой п р ям ой начальник, к ап и тан Анатолий Со­ колов, участник б о е в на Халхин-Голе, с орд ен ом Красного Зн ам ен и на гимнастер­ ке и следами ож о г о в на лице, сам стоит на старте с флажками в р у к а х . Он руко­ водит полетами. П е р е д тем, как выпустить самолет в зону, о ч ем -то напоминает пилоту жестами р у к ; иногда, показывая что-то, приседает, р а з в о д я руками, как наседка крыльями. Встречает самолеты, подруливающие к нему после посадки. Взобравшись на к р ы л о , придерживается з а фонарь и, нагибаясь в кабину, что-то выкрикивает, п о к а зы в а е т летчику р езким и взмахами рук, п олны м и энергии и смысла. Струя в о з д у х а от винта обтекает его , готовая сто икнуть с плоскости. Гим­ настерка и гал иф е н а нем раздуваются, а л и ц о от напряжения стан о ви т ся кумачо­ во-красным. Многих он п о сы л а ет в воздух по д в а р аза. Фонарь з а д в и н у т ... Еще один взгл яд командира, еще одно напоминание, и мо­ тор взревел, с а м о л е т понесся. Теперь м ож н о доложить о себе. — Товарищ командир, явился в в аш е распоряжение. — Так оф и ц и а л ьн о ? — улыбнулся Соколов. — Назначен к вам замкомэска. — П о здр авл яю . Очень кстати. А тр аш к еви чу как раз т а к о й заместитель нужен. — А тр аш к ев и ч у ? Я к вам направлен. — Завтра у е зж а ю в Кировоград на курсы . Будете вдвоем переучивать всю эскадрилью. Вот видишь: заходит на п о с а д к у , забыл все, что ем у говорено десять раз! Голос по р вал на таких. Не гаси с к о р о с ти . Ниже подпускай к земле! Ниже!' Иначе на «Миге» с р а з у сверзишься. Ну, д а в ай , давай, подбирай ручку. Так. Так. Отлично! Наблюдая з а тем , как Соколов к ом а н д у е т, не имея с л е т ч и к ом радиосвязи, я *евольно з а см е я л с я . Он по верн ул ся ко мне: — Чего ты? — Смешно получается, товарищ капитан. — З автр а б у д еш ь сам так ком андовать и переживать. У чи ть надо! Я сообщил е м у о немецком р азв ед ч и к е, пролетевшем над Б ельц ами . Он до­ стал папиросу, за к у р и л . Вижу — от в о л н е н и я не подберет нуж ны х слов, чтобы вы­ разить н ахлы нувш ую ярость: — Жечь стервятников надо! Ж ечь! Н е дипломатическими н о там и , конечно... — «Мигами»! — Верно! В о н они, пойди полю буйся, примеряйся к к аб и н е ... 4 П ереучивание летчиков с одной м аш и н ы на другую — п р о ц е с с недолгий, но сложный. Из приобретенных в полетах н авы ков надо перенести л и ш ь необходимые и обогатить их ч ем -т о новым. Истребитель «Миг-3», на котором н аш полк встретил в р аж е с к и е самолеты 22 июня, п о т р е б о в а л от нас тщательного обучения. Мне эта м аш и н а сразу понра­ вилась. Ее м ож н о было сравнить со с т р о ги м , горячим скакуном в руках умелого наездника он м ч и т стрелой, потерявший н а д ним власть ок аж ется у него под копы­ тами. К он струк торам вообще редко у д а е т с я с одинаковым э ф ф е к т о м придать ма­ шине все н аи б о л ее важные летно-технические и огневые к ач еств а. В любой конст­ рукции о б я за т е л ьн о найдется слабое м естеч ко . Но в каждом н о в о м истребителе тех лет в оп л ощ ал и с ь и настоящие т в о р ч е с к и е победы. Отличные б о е вы е качества «М и га-3» были как бы с к р ы ты за некоторыми ■недостатками э т о й машины. Ее до стои н ства становились до ступным и только для тех летчиков, к о т о р ы е понимали их, в л а д е л и умением и м уж ес тв ом добывать их. использовать. С п ер еучи в ани ем мы торопились. Чувствовалось, что н а з р е в аю т большие со­ бытия на з а п а д н ы х границах. Немецкие авиаразведчики то в о д н ом , то в другом месте проникали н а советскую терри торию . Поэтому в начале ию н я командование .дивизии вы д в и н у л о первое звено, о в л а д е вш ее новым надежным истребителем, к самой границе. В нашем л ексикон е появилось с л о в о «Пырлица» — м есто расположения не­ большого а э р о д р о м а , аванпост полка. Командир з в е н а лейтенант В а л ен ти н Фигичев, смуглый, высокий уралец с 'большими ч е р н ы м и бакенбардами, к о т о р ы е делали его совсем непохожим на своих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2