Сибирские огни, 1964, № 11
До сих пор Петр помнил- то состояние лихой взволнованности и ли хорадочной работы мысли, прикрытые показным веселым безразличием и внешней подобранностью. Он знал: монтажники понимают, что это только фасон , но ценят и уважаю т его за этот фасон, на лету ловят каж дое его слово, жест, даже выражение лица. Как он тогда не разобрался в тросах, что упустил, чего недорассчитал? Когда громадный стальной красавец скособочился и со стоном рухнул на землю, Петру показалось — это он с немыслимой высоты шмякнулся о землю. Глаза, еще минуту назад с готовностью обращенные к нему, теперь избегали его взгляда. Люди точно стыдились Петра. Он тогда много говорил, с яростью ругал кого-то и что-то, но в глу бине сознания понимал — многословием этим он лишь прикрывает свою вину, свой позор. И все кругом, — Петр ощущал это! — тоже прекрасно понимали причину его яростного красноречия. Мозг Петра будто раздво ился: одна половина работала на то, чтобы оправдаться самому, другая — чтобы разоблачить и унизить, высмеять себя за неумение, техническую отсталость, неоправданное молодечество, прикрытые авторитетом на чальника. Петр тогда отделался строгим выговором, но и это больно ударило по его самолюбию. Он добыл новинки литературы по монтаж ному делу и строительству, целую неделю изучал их. Но вскоре книги пришлось отложить в сторону — из-за чего-то важ ного. И они забылись... Срочные дела опять завертели Петра. Злополуч ный объект он теперь избегал, а когда, случалось, при нем поднимали кран, то, ссылаясь на занятость, тут же уходил. И, уходя, всегда спиной ощущал иронические взгляды, слышались ему приглушенные насмешли вые реплики, если даже ничего этого не было. Со временем воспомина ние об этом прискорбном событии потускнело, но иногда, вот как сейчас в разговоре с Сашей, врывалось в сознание, и тогда, чтобы отогнать непри ятные мысли, Петр начинал говорить о чем-либо другом, приятном и воз вышающем его в собственных, глазах... Посреди разговора Петр вдруг крякнул, поморщился и сказал: — Ну-с, посмотрели на в аш е сокровище, теперь пойдемте, покажу вам свои. Сияя гостеприимной улыбкой деда мороза, Петр распахнул дверь своей квартиры. Его сокровищами были две дорогие картины — натюр морт и степной пейзаж. Эти картины уже не раз предлагал ему продать за большие деньги краеведческий музей, но Петр отказался. Он гордился ими и удивлял гостей, впервые попавших в его дом. Нина Васильевна шутливо называла картины «закуской на первое». «Закуской на второе» были репродукции знаменитых мастеров французской живописи и гра фики. Как и следовало ожидать, и «первая» и «вторая» вызвали бурный восторг соседей. Ольга даже сказала : — Ну, знаете, у вас не квартира, а Третьяковская галерея! К Петру вновь вернулось хорошее настроение, он давал красноречи вые объяснения и, чувствуя на себе заинтересованный взгляд Ольги, сам себе казался обаятельным и ловким. Нина Васильевна не ошиблась: со седи были прекрасными во всех отношениях людьми и в п о л н е заслужива ли его доверия. — Ну, — сказал Петр торжественно, — а теперь я хочу вас порадо вать! Нина Васильевна, принеси-ка бутылочку шампанского. Садитесь, мои дорогие! — от избытка чувств Петр перешел на покровительствен ный тон, — ну-с, молодые люди, посоветовались мы тут с женой и, глядя на вашу неустроенность, решили вам помочь. Недоуменные лица Ольги и Саши смешили и умиляли Петра, ему хо телось продлить этот момент— радостное ожидание подарка деда моро з у — и Петр вертел между пальцев поданный женой бокал. Он заранее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2