Сибирские огни, 1964, № 10
¡придерживаться канонов примитива, — что увидит оклеветанная героиня на сто л е у положительного следователя? Пра вильно, новый роман Даниила Гранина! Д а ещ е не преминет тотчас ж е переки нуться со следователем несколькими фра зами по поводу творчества этого писате ля, чтоб и свою и его, следователя, обра зованность показать!.. В от бродит вечер за веч ером положи тельный монтажник-высотник Тимофей по к л у б у текстильщиков в н а д еж д е опять •■встретить таинственную красавицу-не- знакомку, с которой он когда-то протан цевал всего один вальс, но которая, как д о л ож ен о , навсегда запала в его сердце. .(Хрупкая, изящная красавица, разумеет ся, Нина). Тоскующего высотника при м етили две безымянные девицы , обме нявшись ехидными репликами: «И каж дый вечер в час назначенный». — «Иль эт о только снится мне»... Обязательно ли Тимофею знать, кому, • собственно, при надл еж ат стихи, цитируемые подругами? В ообщ е говоря, отнюдь не обязательно, но только не в произведении, где это зна ние долж но послужить признаком высо кой культуры героя. Именно потому «Блока в сатирического поэта превраща ют, — подумал Тимофей и, по-медвежьи повернувшись, начал выбираться из клу ба». Попривыкнешь чуть-чуть к таким ме тодам авторской характеристики, и до че го ж е все становится просто! «Я вчера по весть Генриха Белля достала «Бильярд в -половине десятого», — сообщ ает учетчи ца Юлька. (Ясно — начитанная, положи тельная). Мастер «Ваня Латкин уже чи тает по-английски без словаря и хваста ет, что какой-то турист твердо обещал -ему прислать из Америки ещ е не переве денную на русский язык повесть Сэллин- д ж е р а » . (Ах, умница-парень!). И, как кульминация, спор о том, сущ ествует ли жизнь на Венере, который обстоятельно ведут эти молодые строители — друзья Тимоф ея — перед началом смены. Тут уж просто руками разведешь: до чего все-таки выросла наша рабочая моло д еж ь !.. Однако шутки шутками, а существует ещ е одна — тоже не новая, но непре ложная истина: примитив — отнюдь не б езвр едн ое явление, он, подм еняя под линно художественные приемы , как пра вило, приводит автора к результатам , об ратным желаемым. И вовсе не безобидна, например, та же сценка спора о Венере, где попросту излагаются тези сы зауряд ной научно - популярной статейки. Воль но или невольно, придавая этому эпи зоду особо е значение, автор принижает своих героев, заставляет весьма невысо ко расценивать их интеллектуальный мир. Выш е сказано о внешнем немногосло- вии повести. Но это немногословие — мнимое. Суть в том, что там, где мысль тр ебует детального развития и подтвер ждения фактами, М. Юдалевич большею частью обходится неубедительной скоро говоркой, неаргументированными утверж дениями. Зато образовавшиеся пустоты он щ едро заполняет эпизодами, где тен денция автора плавает по поверхности, никак не ж елая раствориться в повество вании, или ж е тягучими, неэмоциональ ными внутренними монологами героев (в сущности, одной главной героини). А что представляет из себя Нина Ка занцева, мыслями и чувствами которой предлагает нам жить писатель? Краткая авторская информация дает основание воссоздать облик капризной, балованной девчонки, которую в школе прозвали «Царицей», о которой замечают, что да же на целине для нее найдется отдельная палатка. Что ж , фигура такой юной эго истки, потенциальной захребетницы, хоть и не нова, но во всяком случае жизнен на. Оказывается, однако, автор имел в виду соверш енно другое, именно зд есь он попытался отступить от избитого штам па! Нина, в представлении М. Юдалевича, в общем совсем не испорчена поклонени ем окружающих, ее отчуждение от них объясняется лишь несколько преувели ченной мнительностью и гордостью, а во- обще-то, в глубине души, девушка обла дает прекрасными человеческими качест вами. В озможно, конечно, и так, вот только нет у нас никаких оснований ве рить в то, что Нина обладает этими каче ствами. Откуда им было взяться? Папа— типичный ангел во плоти, идеалист и бес сребреник, который, судя по книге, лишь докучает дочери вечными нежностями да развлекает ее игрой в города, в балду и еще в о д н у изобретенную ими самими до вольно заумную игру в ассоциации. Где- то далеко существует также у героини мама, которая четыре года назад вдруг «бросив семью , навсегда уехала с незна комым Нине человеком». На этом автор позволяет себе с вопросом о маме покон чить, и д аж е в самые горестные минуты мысль о ней не возникает у героини. Од нако читателя такая авторская скупость устроить не может, он уже по собствен ной инициативе начинает строить разные догадки и домыслы. Ну, в самом деле, почему все-таки сбежала мама? Или уж не таким замечательным был в действи тельности ангел-папа? Или мама была за конченной негодяйкой?.. Снабдив героиню туманной родослов ной, безапелляционно наградив е е досто инствами неизвестного происхождения. М. Юдалевич и предлагает затем волно ваться е е судьбою. Но литература — это не -математика, в которой принимают условия задачи безоговорочно, не интере суясь, откуда они возникли. И жизнен ные формулы не идентичны раз навсегда установленным формулам математиче ским, они всякий раз рождаются сызнова и далеко не всегда приводят к одинако вым результатам . Зияющие провалы в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2