Сибирские огни, 1964, № 10
Всеволод Р евич прав: «Выло бы н е сколько поспешным зачислять Рея Б р е д бери в писатели, которые считают, что прогресс — эт о зло» («Литературная га зета», 1964, 2 6 /У ). Но неосмотрительно и восхищаться им без удержа, как это делают В. Р евич и составитель сборника Кирилл А н др еев , и в рассказах, п о д о б ных «Зеленому утру», видеть «н астоя щий гимн человеку-созидателю, ч елове- ку-творцу». Да, Космонавт и Дрисколл — герои . Но почему они — герои-одиночки? Н е возможно представить себе будущее вы соко организованное общество, где б е з ликая равнодушная масса — сама по с е бе, а герои сами по себе или же ей про тивопоставлены. Так быть не может. Так ничего не получится. Видимо, жизненный путь Бредбери не подсказывает ему иных возможностей. Так об этом и надо ск а зать. Мне кажутся более полезными и б о л е е сильными те рассказы Рея Бредбери, ко торые можно понять как бунтарство, как гневный протест художника против у р о д ливых кошмаров современной и близкой ему действительности. Читает эти р а сск а зы рядовой американец и видит Д ж е к а Руби в косм осе, Голдуотера на Л у н е , куклуксклановцев на Венере. И не мо жет не содрогнуться от острого о твр а щения и глубокого беспокойства. Единственное, что меня успокаивает после этих историй, — это то, что я зн аю страну, больш ую и сильную, где к о см о навтам открыт путь не только в к осм ос, но и в парламент. Где вместе с ним м о гут править страной певцы и доярки, ин женеры и сл есари . Сложен и долог путь к торж еству справедливости. Но то, что знаем мы и з истории, — убеж дает: может быть, Р у б и на некоторое время и прорвется в к ос мос. Но не ем у господствовать там! Х о зяин Будущ его — Человек. В . Я а с т е р е н н о К СОЖАЛЕНИЮ, ВСЕРЬЕЗ Л*разу напрямик: одолеть эту неболь- ' - ‘ шую, м ен ее -полутораста страниц книжку1 не так-то легко. И не потому, что вяло развивается сюжет, что в жизни ге роев не происходит сколько-нибудь зн а чительных событий. Наоборот, событий 'М . Ю д а л е в и ч . Дни испытаний. Повесть. Алтайское книжное издательство, 1963. тут хоть отбавляй! Едва только успевает Нина Казанцева окончить среднюю шко л у и избрать дальнейший жизненный; путь, как ее сбивает на улице автомаши на, и над девушкой нависает угроза на всегда остаться хромой. Едва лишь Нина убеждается, что этого все-таки не про изойдет, как умирает ее отец, и героиня остается без средств к существованию да еще с малолетним братишкой на ее по печении. Столь ж е стремительно развер тывается действие в магазине, куда Ни на приходит работать продавцом. Тут и нелегкая борьба девушки с искушениями, которым подвергает ее прожженная мо шенница Алла Петровна, и внезапно вспыхнувшая лю бовь к человеку, вдвое старше Нины по возрасту, и необоснован ное обвинение героини в воровстве, и... Событий масса, а книгу читать томи тельно скучно, при всей ее внешней ком пактности и немногословии. Лишний р а з убеждаешься в банальной истине, что все происходящее с героями не может быть самоцелью, что он о непременно должнс служить раскрытию и развитию человече ских характеров. Откровенно сказать, поначалу даж е подозреваешь автора в своеобразной игре- с читателем. Вроде бы автор, втихомолку посмеиваясь, подсовывает читателю от крыто шаблонную ситуацию, откровенно примитивную характеристику и рассуж дает при этом приблизительно так: вот, мол, ты, читатель, ждешь, что я сейчас собьюсь на и зъ езж енн ую дорогу, ты счи таешь, что можешь предугадать, как все повернется дальше и чем кончится, а я-то хитроумнее и дальновиднее, я найду со всем иной исход, собственное, свежее р е шение... Ведь верно ж е , трудно ожидать от опытного писателя, что он вот так в л об, всерьез, возьмет да и преподнесет «отри цательность» одной из героинь, которая «вся негибкая, рыхлая, словно наполнен ная лежалыми опилками. Взбитые коком волосы испытали на себе влияние самых различных красителей, горячих и холод ных завивок Глаза голубые и даже я р кие, однако т ож е ’ по-кустарному лишены цвета и блеска». Скорее надеешься, что автор как раз попытается доказать, ч т о нельзя судить о человеке по первому, ми молетному и поверхностному впечатле нию, что и за малопривлекательной внеш ностью может крыться душевная глуби на, что следы косметики и заривок не яв ляются, в конце концов, криминалом. Увы, все оказы вается действительно всерьез, и Алла Петровна целиком р а с крывается уже в нескольких строках сво его портрета. Н ечто подобное происходит и с другими действующими лицами. Ч то; скажем, подумать о следователе проку ратуры, который не в состоянии вспом нить, какую он последний раз читал кни гу? Ну, коли тож е в лоб, — так рутинер,, бюрократ, чинуша. Верно, это и стремил ся доказать автор !.. Зато, если строг®
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2