Сибирские огни, 1964, № 10
лю д ей , которые верят в сосуществование с коммунизмом». Таковы факты. Продолжать ли перечень? Конечно, эт о ни к чему. « ...К о г д а , после пьянки на бер егу мар сианского канала, в ночь прилета на М арс американских космонавтов, одного из них, скотину Биггса, вырвало прямо на священные мозаики марсиан, другой, — его звали Спендер и он был интеллек туально выше своих др у зей , — вынул пистол ет и перестрелял половину экипа ж а. Руководитель экспедиции, поговорив со Спендером по душам, поняв его со стояни е и сочувствуя ему, пускает пулю в его сердце». « ...К о гд а один из американцев, приле тевших на Венеру, сошел с ума и обес сил ел после нескольких суток кошмар ного пути, другой — его звали Симмонс, и он был самый сильный и выносливый, — вынул пистолет и выстрелил в това рищ а». Таковы факты из литературы. И з фан тастических рассказов Р е я Бредбери «В серебристой лунной м гле» и «Нескон чаемый дождь». Продолжать ли перечень? Конечно, это ни к чему. В космосе ли, в Б удущ ем ли, к уда прилетают герои этих и многих дру гих рассказов талантливого американско го пи сателя 1, — всюду кто-то кого-то уби вает, кто-то за кем-то гоняется, звучат выстрелы ... Стреляют земляне, стреляют м арсиане... Т о, что называют богатством воображе ния, свойственно Рею Б р ед б ери в высо кой степени. Каждый расск аз — новая ситуация, новый поворот фантастическо го сюж ета, новый угол зр ени я . Но вот что поразительно: в любых ситуациях, на любых планетах, в любые эпохи звучат выстрелы! Всюду и всегда убийство чело века выступает как единственный и не преложный аргумент в реш ении всех воз никающих конфликтов. Н еуж ели так и останется, так и будет всегда, как в Далласе? Н еуж ели никогда не начнут действовать в отношениях ме ж д у людьми иные законы, ины е аргумен ты, кроме пули? — вот вопрос, который п р есл еду ет читателя рассказов Р ея Бред бери. М ож ет быть, насмотревшись на ганг стеров в космосе, в иных расск а зах этого писателя мы увидим и други е возможно сти человека? Н у , что же... Вэт — «Улы бка». Рас ск а з о том, как дичающие осколки чело вечества, взорванного водородными бом бами, выстраиваются в оч ередь для того, чтобы плюнуть в прекрасное лицо Джо конды прежде, чем разорвать ее. Вот — «Вышивание», «Будет ласковый дождь». Р ассказы о том, как в атомном пламени гибнет цивилизация... 1 «Фантастика Рея Бредбери». Пер. с англ. Л. Ж данова, М. «Знание», 1963. Итак, и здесь уничтожение. Только уже не выстрелы, а исполинские взрывы. В тысячи раз больше, чем некогда про звучали в Хиросиме и Нагасаки. Их-то уж не выдумал Рей Бредбери. Такие «по дарки» готовят миру голдуотеры без всяких фантазий. Космонавты Рея Бредбери! Как не по хожи они на тех прекрасных, соверш ен ных лю дей , которых мы знаем н е по кни гам, а в жизни, — на Гагарина и Титова, Поповича и Николаева, Быковского и Те решкову!.. Б у д ущ ее человечества! Как не похоже оно в р а сск азах Бредбери на то, каким представляют его лучшие люди! Почему ж е писателю, настолько изо бретательному, чтобы создать «Ночную встречу» и «Землян», — рассказы о так и не понявших друг друга ж ителях раз ных планет, — или такие превосходные по за р я д у фантастики новеллы, как «Третья экспедиция» и «Марсианин», не хватает воображения на то, чтобы пред ставить иные взаимоотношения человече ства, кром е атомного самоистребления и пистолетного выстрела в качестве самого веского аргумента в споре? Первый ответ на этот вопрос, по-види мому, дал ещ е К. Маркс: «Бытие опреде ляет созн ани е»... Видя в окружающ ей жизни факты , подобные тем, которые приведены в начале статьи, писатель пе реносит их и в будущее, и в просторы космоса. Но ведь у Р ея Бредбери, кроме страш ных, удручающ их историй, есть и другие. Ведь кром е убийств, скотского равноду шия и угрюмой ненависти встречается в рассказах Бредбери еще одна атмосфера — неповторимая атмосфера будущ ей бла гоустроенности человеческого быта, все эти автоматические пекари и уборщики- роботы, металлические мыши, удаляю щие пылинки с пола, и страницы стерео газет, переворачивающиеся по троекрат ному морганию век, музыкальные крова ти-качалки и двери, сами открывающиеся перед хозяином и приветствующие его мелодическими' голосами... Да, все это есть. Есть рассказы «Кос монавт», «Дядюшка Эйнар», «Зел еное утро»... В них сквозь то же настроение холодной мрачной грусти, которое прони зывает весь сборник, пробивается острый пульс романтической взволнованности. Но почему так одинока Лилли, ж ен а Кос монавта? Почему сторонится лю дей кры латый Эйнар? Почему из всех, кто осваи вает М арс, один Бенджамен Дрисколл вложил труд в озеленение планеты? Д аж е кое-где рассыпанные детали — всегда такие весомые у Рея Бредбери •— все из той ж е коллекции уродливых ужа сов: пьяный человек с огромными зел е ными крыльями натыкается на провода высоковольтной передачи; сотни радуж ных бабочек трепещут в судорогах на раскаленном радиаторе машины... Нет, Рей Б р едб ери верен себе!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2