Сибирские огни, 1964, № 10
/ Г * Ллш10[ дющш В. Б у ш и н ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СЧАСТЬЮ О минувшем году в ж урн ал е «Бай- кал» опубликована вторая часть больш ого романа «Есть ли счастье?» бу рятского писателя Даширабдана Бато- ж абая (см. 1963 г., № 3). Первая книга была, на наш взгляд, правильно охарактеризована В. Найдако- вым в статье «История и современность» («Б айк ал », 1963 г.,М° 1). Критик писал, что самой привлекательной чертой и са мой примечательной особенностью рома на является попытка (прямо скажем — успешная!) показать жизнь бурятского народа в тесном переплетении с историче скими событиями конца прошлого века, как будто бы не имеющими отношения к Бурятии, показать, как политические устремления различных д ерж ав, дипло матические ходы и интриги, опять-таки будто не имеющие никакого отношения к ж и зни бурята-бедняка, на самом деле вкупе с конкретными обстоятельствами его жизни оказываются решающим в его судьбе. Главный герой романа молодой бурят Аламжи предстает п ер ед нами че ловеком , вовлеченным в водоворот со бытий, чуждых и непонятных ему, но в известной степени зависящих и от него, от его усилий. В. Найдаков прав не только в призна нии достоинств романа, но и в своих за мечаниях о его недостатках. Критик за м ечает, что «примитивно выглядит» основной композиционный принцип в ро мане, состоящий в том, что, развивая ера- зу три линии, автор какое-то время ведет читателя с одними героями, затем , оста вив их, берет других, никак не связанных с первыми, оставляет и этих, чтобы обра титься к новым. Соображения, по кото рым автор решает именно здесь расстать ся с героем или возвратиться к нему, по рой понять трудно. Эта характеристика в значительной степени может быть отнесена и ко второй книге романа. Аламжи продолжает свои скитания по жизни в поисках счастья. Некоторое вре мя он добывает себе хлеб тяжелой рабо той тюремного прислужника в Богдын- Хурэ. затем нанимается в караван купца Бадмаева и приходит с ним в Пекин. Здесь некоторое время он служит в рус ском посольстве конюхом, а потом стано вится пекинским рикшей. Во время по жара в одном из пекинских храмов Алам жи помогает своему другу, бывшему ла- "ме Осору, похитить знаменитого буддий ского идола Зандан Жу, и с этим идо лом, принимая всюду поклонение и при ношения, они возвращаются в Бурятию, где Аламжи встречает обезумевшую от горя ж ен у и сына, который становится на путь революционной борьбы. Линию Аламжи, как и раньше, автор ведет под робно, обстоятельно, достоверно. Продолжается и вторая линия: линия перекрещивающихся империалистических, интересов, дворцовых интриг. Автор с большой живостью и знанием материала рисует то царский Петербург, то импера торский Пекин, перед нами проходят ко лоритно выписанные фигуры бесцветно го Николая II, многоопытного С. Витте, коварного принца Туана, шестнадцати летнего императора Цзюй Тяна, вице-ко- роля Ли Хун-чжана... Писатель хорошо изучил дворцовый быт той поры, личные человеческие качества своих историче ских персонаж ей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2