Сибирские огни, 1964, № 10
тех, кто не был на войне...» Автор вм есте с героем чувствуют неловкость п о сл ед них слов, сл е д у е т оговорка: «...если уж война была». В с е равно в душе остался яд сомнений: о дн а «благодарна войне», другой «жалеет тех, кто не был на вой не». Зреет протест — не кощунствуйте, или, по крайней мере, выбирайте тщ а тельнее слова, мастера слова. Но вообще-то лучшие творения и з п р о зы молодогвардейцев привлекают слия нием высоких помыслов с тревожными поисками ц енн остей среди метаморфоз добра и зла, нравственной чистоты с б е с покойными раздумьями о смысле ч ел ов е ческих отношений. Как нельзя лучш е комиануется с н а званными выше произведениями приклю ченческая повесть Карела Михала «Ш а г в сторону» (№ 1 — 2). Это детектив, но облагороженный теми же заботами о со циально-нравственных нормах в оп р ед е лении истины. Молодой следователь б л е стяще раскрыл два опасных государст венных преступления. Попутно он чуть не совершил страшную ошибку, заподозрив, имея на то в ески е причины, одного и з преступников в убийстве. И вот, когда выяснилось, что убийства не было, он со дрогается от мысли, что мог отправить человека на ви селицу. Начальник ставит его на место. «Н е болтай. Ничего такого ты не мог сд ел а ть ... у тебя нет права р е шать, кто виноват, а кто нет... Один ч е ловек не мож ет вести следствие, суди ть и выносить приговор. Справедливость — это слишком хрупкая штука, чтобы д о в е рить ее кому-то одному». Из рассказов хотелось бы отметить «Белые гор од а» Виктора Левашова (№ 4), где сильно прозвучал мотив д р у ж бы, требовательной и строгой, когда р ан о или поздно наступает время говорить в се прямо и до конца — одну лишь правду, и «Красное я блок о» Чингиза Айтматова (№ 4). .Это, конечно, случайное совп аде ние, но спелое красное яблоко стало в обозреваемых книжках «Молодой гвар дии» символом счастья. Оно соединило, вернее, окончательно толкнуло д р у г к Другу двух лю д ей в большом романе Ко- жуховой, оно спасло семью в маленькой изящной нов елл е Айтматова. В апрельской и майской книжках ж у р нала опубликован роман Василия А к с е нова «Пора, мой друг, пора». События минувших д в у х лет позволили критике сделать довольно единодушный вывод о творческом кри зи се писателя. Ложность ситуаций, нравственная ущемленность г е роев, расплывчатость моральных и соци альных критериев, языковая расхлябан ность свидетельствовали, что после «К о л лег» прозаик потерял твердый путь в и с кусстве. Слава лидера «молодой прозы », вознесенная друзьям и и почитателями, привила А к сен ову мысль о некоторой и с ключительности его положения в сов ет ской литературе. Отсюда характерные для молодого беллетриста бравада, р а с чет на сенсацию. Ныне Аксенов проявил стойкость в утв ерж дении полюбившихся творческих принципов. В героинях р ом ан а неизменная аксе- новская ультракрасавица. Но теперь на определение н езем ны х ее данных слов уж е недостает. Н уж ны поверженная тол па записных сер дц еед ов , ошалелые взо ры зарубежных ц ени тел ей , кулачные тур ниры, собачья преданность поклонника, по первому призыву мадонны бросающе гося на смерть. П одобн ую красотищу и окружать, естественно, приходится соот ветствующими образц ам и лиц мужского пола. Бронзовые, мускулистые, откровен но наглые самцы-физкультурники типа Олежки — ухаж еры -злодеи; представите ли «добра», борцы за высокую мораль, но тоже люди сильны е, железные, твер дые, с выпирающими желваками. Между этими крайними полюсами набор пере ходных типов, от породистых служителей муз до представителей земляной народ ной мощи. Все поглядывают, все взды хают, предлагают любовь, дружбу, услу ги... Внешний эф ф ек т в такого рода про изведениях становится важной пружиной воздействия на читательское воображе ние. Отсюда и характеристика наружно сти персонажей — всегда нарочитая. Вот, к примеру, первый и з знакомцев Марви- ча, посвященный д а л е е в его друзья и в служители его царственной жены: «кре пыш с прямым позвоночником и расправ ленными плечами», «сжатое, как кулак, лицо с выпирающими желваками». Но это явно плебей, «тертый-перетертый па ренек, каких можно увидеть в любом м е сте страны». Где ем у тягаться с основ ными персонажами. Уровень не тот. Проникнуть во внутренний мир героев Аксенова не составляет труда, ибо они болтливы, все время выворачиваются на изнанку, щедро даю т друг другу характе ристики, охотно обращаются к оценкам собственных поступков. Первое качество мужского населения романа — бешеная самоуверенность, чув ство исключительности. Марвич — это «крепкий парень», «ум еет сжимать че люсти»; Олег — «бронзовый бог», «силь ная личность», «сверхчеловек» (кавычки здесь всюду обозначаю т подлинность вы ражений, взятых и з текста); Борис, фи зик: «Я гений» и т. д. Поначалу Марвич вел жизнь «холо стую, веселую, мускульную , без особых претензий», бесп ечн о путешествовал и перепробовал м н ож ество работ. Посте пенно все больше гр уб ел , даже начал ха мить, «чтобы скрыть свои восторги», на дувался спесью, д ум а я о своем совершен стве, «о высшей участи, уготованной» ему, и не в последнюю очередь о своих мускулах, об «ум ении жить», о том, что в отрезке всемирного времени, отведенном ему, он может вести себя, «как ему са мому захочется, а потом — трын-трава!» Таким-то вот «вечно ухмыляющимся па реньком, бывалым, знающим себе цену».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2