Сибирские огни, 1964, № 10
Уже в ранней юности Лермонтов по нял, что традиция письменного стиха мертва б ез оживляющей струи н ародн о го творчества. Он создает тогда свою , поистине удивительную «Песню». Колокол стонет, Девушка плачет, И слезы по четкам бегут. Насильно, Насильно От мира в обители скрыта она, Где жизнь без надежды и ночи без сна. Ритмика е е предвосхищает самые см е лые опыты поэтов XX века. Впервые, ка жется, только у Блока мы встретим по добный но см елости ритмический р и су нок: Так мое сердце Грудь беспокоит И бьется, бьется, бьется. В елела, Велела Судьба мне любовь от него оторвать И деву забыть, хоть тому не бывать. Как просто и, одновременно, как сложно! Чтобы воспроизвести такое зв у чание, мало было прослушать сотни р у с ских песен и на их основе слож и ть свою. Нужно действительно было внять «дольней л озы прозябанье» и п ерев ести его в стихи. Но Лермонтов не стал бы великим по этом, если бы он свой могучий, почти н е естественный дар замкнул в самом се б е . Он очень рано, ещ е в отроческие годы , проникся мыслью о гражданственном на значении п оэзии . Свидетельство том у его стихи об июльских днях в Париже, к о то рые даже в наше время выглядят р ев о люционными. Появление стихов «См ерть поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовного со зревания поэта-гражданина. В дал ьн ей шем его мятежная муза доставляла мно го беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам», объявившим ем у войну не на ж изнь, а на смерть. Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны р а бов, страны господ». И свое творчество он хотел уподобить не безобидной иг рушке, но отточенному кинжалу, с к о т о рым он вступал в неравную, борьбу про тив общественной несправедливости. Его стихи, посвященные поэзии, являю тся подлинным манифестом боевого и ск у сст ва, не потерявшего значения до сих пор. Не требует добавочных объяснений, почему Лермонтов стал любимым поэтом моего поколения. Я, кажется, достаточно ясно рассказал об этом на предыдущих страницах. Свои зам етки я писал по свободному плану. Начать их с первого сборника Лермонтова — такую мысль п одсказал мне И. Л. Андроников. Я вообще-то не очень люблю быть обязанным ч уж ом у разуму, но тут не шутя обрадовался. Сперва даже сам не понял причину эт ой радости — подск азк а, действительно, х о рошая, но поискать, может быть, н а шлась бы и д р у г а я , — а тут меня как будто рублем подарили. Выражаясь ст а ринным штилем, отрадное чувство, так сказать, снизошло на меня. Откуда? П о чему? И вдруг я понял и понял очень четко, ясно и законченно. Дело в том, что десятки раз перечиты вая Лермонтова, я ,т#вил себя на одном и том же. Дочитываю страницы лермон товской лирики, перевертываю п осл ед нюю и вдруг, ошеломленный, замираю в недоумении. Ч то это? Дальше и ду т приложения, примечания, оглавление. Сам не замечая, я прочитал последние стихи Лермонтова! Последние! Можно ли понять это? Согласиться с этим? «П р о рок», «Тамара», «Морская царевна», «Выхожу один я на дорогу» — и д ал ь ше ничего. Л ерм онтов умер! До сих пор отказываешься мириться с тем, что так вот, дико и нелепо, о б о рвалось на пол усл ов е его творчество, з а молк его неповторимый голос. Вдумай тесь в это ст ер то е слово — неповтори мый! Ведь второго-то Лермонтова не б у дет! Один раз лишь в бесконечном бытие своем природа с о зд а е т такое прихотли вое сочетание атомов, каким являлся ч е ловек, носивший имя Лермонтова. Один раз — и как д о этого не было, так и дальше не возникнет, начинаешь твер дить какие-то банальности, вроде — сколько бы он м ог написать, ведь ем у было лишь 2 7 л е т ... Да и двадцати семи ему не было, только бы в октябре испол нилось. Двадцать шесть лет!.. — баналь- ность-то банальностью , а так оно и есть... И вот от этого горького ощущения, от печальной н еизбежности заканчивать свои заметки реквиемом меня избавил неожиданный совет. Пусть это выглядит по-детски, но я несколько раз пытался закрыть глаза на все то, что написано Лермонтовым п о сл е выхода его книжки. Ведь каждая сл едующ ая строка прибли жала его последнюю строку. Разум еет ся, я не мог дол го продолжать эту р е б я ческую игру, но я благодарен тем мину там, которые поддерживали мою шаткую иллюзию. Очень легко воспользоваться зд е с ь риторическим приемом и к месту ск а зать, что иллюзия смыкается с действи тельностью и Лермонтов живет ср еди нас. Но безо всякой риторики это д ей ст вительно так, и оттого, что эти слова ты сячи раз были повторены , они не п ер е стают оставаться верными. Сам я, когда писал эти зам етки , почти физически ощущал, что Л ерм онтов жив и я ж ив у рядом с ним. Е сли бьь это ощущение я смог передать читателям , было бы к уд а как хорошо. Но я рассчитываю даже н е на это. Может быть, мои заметки п о д скажут читателю заново перечитать Лермонтова, п о-своем у вжиться в е г о .строки и увидеть в них то, что не сум ел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2