Сибирские огни, 1964, № 10

мерения публиковать — он рассматри­ вал их как подготовительную работу, ча­ сто использовал как заготовки для но­ вых стихов, но для печати их не пр една­ значал. Тем не м ен ее это вполне осозн ан ­ ный труд, не имеющий ничего общего с обычной тягой подростков и юношей к стихослагательству. Лермонтов с ранних лет мыслил себ я поэтом и будущее сво е представлял не иначе, как в поэзии. Д а ­ же своей сур овой и практичной бабке он сумел внушить эту мысль, такова бы ла сила его убеж денности. Первые его сти ­ хотворные опыты примечательны тем , что он сразу пытается в них идти по ли ­ нии наибольшего сопротивления. В те годы, когда мысль редко выходит за пределы видимого мира, он пытается ставить историко-философские проблемы, смело берется за их решение. Он получа­ ет, по тем временам , блестящее о б р а зо ­ вание. И то, что для других его сверстни­ ков осталось на всю жизнь мертвой б у к ­ вой, быстро и плодотворно перерабаты­ валось им творчески. Впечатлительность — начало всякого таланта, но Лермонтов владел еще дар ом избирательности вп е­ чатлений — природным умением о т д е ­ лять главное от второстепенного, н епри­ ходящее от случайного. К восемнадцати годам у него за плечами была уже бол ь ­ шая и серьезная школа. Он властен с о з ­ давать уже такие шедевры, как «Н и ­ щий», «Парус», «Ангел» и «Русалка». Интересно, какие формы принимает в те ранние годы его работа с классиками. Это не просто ученичество, а напряжен­ ная творческая работа, когда он перени­ мал и усваивал приемы мастерства, бр ал уроки архитектоники и композиции у в е­ ликих поэтов Р оссии и Европы. В х у д о ­ жественной студии будущего живописца заставляют снимать копии с картин п р о ­ славленных м астеров. Лермонтов сам вы­ бирал образцы и сам себя усаживал за поэмы Пушкина и Байрона. Юный поэт сознательно повторяет образцы, но по го­ товой кайме он создает свои вариации. Отроческая поэм а Лермонтова «Кавказ­ ский пленник» повторяет пушкинское произведение, начиная с названия. Сю ­ жет остается в основном тот же, что у Пушкина, но изм ен ения и вариации, ко­ торые в него вносятся, уже свидетель­ ствуют о работе наивной л незрелой, но творческой мысли. Рядом с «Кавказским пленником» Пушкина перед Лермонто­ вым лежит д р у го е — «Абидосская н ев е­ ста» Байрона. Э то другой образец, кото- р'ый опять-таки используется не только для подражания, но и для переосмысле­ ния. И вот, к азалось бы, в ученическом произведении, рядом со строками, начи­ сто переписанными у своих учителей, по­ являются самостоятельные лермонтов­ ские строки, в которых уже угадывается будущий поэт. Юный Лермонтов напо­ минает мне в первых своих опытах р а с ­ сказ о мальчике, который во что бы то ни стало решил научиться плавать. Н е ­ сколько раз он бесстрашно бросался со 172 скалы в море, и н еи зм енно волны выбра­ сывали его на камни, окровавленного к задыхающегося. Но мальчик не боялся моря, он верил, что это его стихия и ра­ но или поздно он научится плавать. И вот, наконец, наступил долгожданный день. Нырнув с у т е с а , погрузившись в кипящую воду, он ощ утил, что пучина не тянет его на дно, а выталкивает на по­ верхность. Неуклюже и неловко он забил руками и вдруг почувствовал — море держит его на с е б е , он плывет. Лермонтов не боя л ся , что его захлест­ нет и поглотит больш ое море поэзии. И он не хотел оставаться на берегу, рисуя с него робкие этю ды . Он смело бросается в его волны, пр еодол ева ет их упругое сопротивление, проникается их самовла­ стными законами. М оре становится зна­ комым ему не и зд ал и , он всем своим су ­ ществом теперь ощ ущ а ет каждый егс вздох. Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Не вглядываясь в истоки этого чуда, мы ви­ дим, что перед тем , как вырваться на по­ верхность, животворный ключ должен пробить немало пр еград. Мальчик, наде­ ленный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдо­ роге, а сознательно и настойчиво совер­ шенствовал свой талант. Поставив перед собой великую цель, он стремился к ней настойчиво и неуклонно. Другими слова­ ми, он сам создал се б я и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удив­ ляться. ; И когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уж е никак не мог оказаться в положении дебютанта, впер­ вые разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неиз­ бежный провал. Н ет, действительный ав­ тор «Песни про ц аря Ивана Васильеви­ ча», «Бородино», «Р усалки» и других произведений, в первый раз тогда людь­ ми прочитанных, был к тому времени, уж е сложившимся поэтом . Лермонтов наш ел свой путь в поэзии — большой корабль недолго идет по про­ ложенному другими фарватеру. Но эта произошло естественно и закономерно — его ученйчество никогда не было пассив­ ным, но всегда активно-творческим. Он. обладал собственным взглядом на сущее и под своим углом зрения рассматривал каждое явление. Заранее можно бы ло сказать, что че­ ловек, обладающий таким редким каче­ ством, никогда не останется подражате­ лем. Новый взгляд на вещи раскроет в них новое содержание, а оно в свою оче­ редь потребует для себ я новых средств выражения. Изменить эту последова­ тельность пытались многие, но всегда, безуспешно. Отличный от др у ги х взгляд, свойст­ венный ему одному угол зрения давал возможность Л ермонтову уж е в ранних своих стихах находить новые художест­ венные решения. В спомним , к примеру»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2