Сибирские огни, 1964, № 10
вовал, что, хочет он того или нет, она сама ложится на его плечи. С этих пор он не может бездействовать, не имеет права молчать. Да и стихи сами рвутся яа волю , сердце словно распахнуто на стеж ь. Им овладевает в эти дни — как бы по контрасту с днями, исполненными гнева и скорби, — какое-то подвижниче ск о е настроение. Словно он действитель но принимает великий постриг служения н ар од у и искусству. Почти подряд появ ляю тся «Ветка Палестины», «Когда вол нуется желтеющая нива» и «Молитва». В се они объединены одним чувством и наполнены единым дыханием. В Лермон тове совершается глубочайший духовный п ереворот и становление его как велико го поэта. Иль божьей рати лучший воин. Он был с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и божеством. Я н е могу воспринимать эти строки только как образ монаха-паломника, за ним угадывается второй план, неизбежно и в сегда встающий у Лермонтова. Поэт — это тот «лучший воин» человечества, который должен остаться верным своему призванию в любых крайностях жизни. Это чистый и величественный образ че л овек а, идущего путем правды . На этом пути он всегда готов идти к ответу за лю бо е свое слово и ясным и спокойным взглядом смотреть в глаза зем л е и небу. В ера в торжествующую правду поэзии звучит(1в этих строках. Мне заметят, что такая трактовка этих строк весьма ус ловна. Я не отделаюсь обычным возра жением : каждый видит в стихах то, что хочет увидеть, — а постараюсь доказать свою точку зрения. Порой душевные переживания поэта не получают прямого отраж ения в сти хах, сплошь и рядом они фиксируются в о б р а за х вне пределов близких реально стей. Настроение Лермонтова известно нам по воспоминаниям очевидцев — гнев и ярость в знаменитых его стихах были первой и прямой реакцией на случивше еся . Затем наступает резкий душевный пер елом — появляются стихи, о которых идет речь. Вне всякого сомнения, что в эти дни Лермонтов, не переставая, раз мышлял не только о гибели Пушкина —■ это стало совершившимся фактом , — но и о последствиях, которые она вызовет для литературы, общества, народа. Не мог он не размышлять, остро и напря ж енн о , о своем дальнейшем пути. Веро ятно, ему казалось кощунственным пре тендовать на- пушкинское м есто в жизни Р о ссии . Он слишком высоко ценил Пуш кина, Пушкин был для н его святыней. Каким ж е он сам должен стать, чтобы быть ем у равным? — этот вопрос должен бы л вставать перед Лермонтовым не в качестве реального плана действий, а, на оборот, в виде непомерного сравнения. Миссия поэта вырисовывалась перед Лер монтовым во всей своей грандиозности. Для того, чтобы стать достойным ее, на до отрешиться от всего наносного, слу чайного, временного. Эту подвижниче скую стор он у творчества впервые с та кой силой ощущает Лермонтов. Законо мерно рождаются стихи, вызванные этим настроением. Вслед за «Веткой Палести ны», рядом со стихами прямого отраже ния «У зник» и «Сосед», появляют ся «К огда волнуется желтеющая нива» и «М олитва». В это время Лермонтов находится в одиночном заключении, под арестом. Условия содержания арестован ных были строгие. Бумага и письменные принадлежности были запрещены. Оче видец вспоминает о поэте, что он «велел завертывать хлеб в серую бум агу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи .и спички написал «Когда волнует ся ж елтеющ ая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед» и переделал ста рую п ь есу «Отворите мне темницу». Мы видим, что плодотворность умственной и творческой деятельности в эти дни у Лермонтова просто исключительна. Че тыре великолепных стихотворения, став ших образцами русской поэзии, созданы за кратчайший срок. Кстати говоря, ме ня всегда удивляла снисходительная ус мешка по поводу «поэтических вольно стей» в одном из них: как, дескать, мож но совместить «желтеющую ниву» и «серебристый ландыш» в одновременно сти. Д а они и не совмещены. Тут же простое перечисление, т. е. и когда я ви жу то-то, и когда я вижу другое, во мне рождается такое-то чувство. Вот грубая схема этого стихотворения и никакого несоответствия я здесь не улавливаю. Стихи эти характерны тем настроением, о котором я говорил. Дисгармоничность ищет своего разрешения в гармонии, \ слитность человека и природы предопре деляет проникновение в ее суть, находя щуюся вне подчинения субъективным помыслам и страстям. Это опять отсече ние временного и наносного, всего, что мешает истинной и глубокой поэзии. В «М олитве», — если на время отре шиться от ее пронзительного очарова ния, — очень запутанный синтаксис. Я, матерь божия, ныне с молитвою П ред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, ни перед битвою. Не с благодарностью иль с покаянием. Н е за свою молю душу пустынную, За душ у странника в свете безродного; Но я хочу вручить деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Попробуйте разобрать это предлож е ние по правилам школьной грамматики — вы измучитесь сами и измучите уче ников. Подлежащее, отделенное от ска зуемого шестью строками текста с ввод ными словами и предложениями, отгоро женное точкой с запятой, — как, каза лось бы, оно тяжело и искусственно дол жно выглядеть. Но вы начинаете повто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2