Сибирские огни, 1964, № 10
м ож н о было охватить взглядом . Потом внезапное движение прошло по собранию , и всякий, даже малейший шепот затих... пришел Шлятер. Когда я приблизился к н ем у, мной овладел сверхъестественный страх, который трудно было проанали зировать. Моя вера в этого человека росла вопреки моему разуму. Бодрствующ ее, контролирующее, мыслящее стало колебаться, терять свою силу, а рефлекторное, подбодрствующее стало укрепляться. Когда он отпустил мои руки, моя д уш а при зн ал а какую-то силу в эт ом человеке, чему, по-видимому, противились мой ум и мой мозг». Из этого описания наглядно видно, что когда человек чем-либо взволнован; подавлен , он легче поддается внушению. Не потом у ли проповедники многих ре лигий стремятся запугать людей. Вспомните, какие страшные угрозы и проклятия по поводу неверующих имеются в библии: ад, черти, горячие сковороды, василис ки, змеи — вот далеко не полный арсенал у гроз, готовых обрушиться на голову непослушных. А в коране — книге, проповедующей магометанскую религию , враждебной христианской, содержатся весьма решительные угрозы в а д р ес всех лю дей , не исповедующих мусульманство. Например: «Неверующие в А лл аха — это дрова для геенны». Или: «Бойтесь того, что было перед вами и б у д ет после в ас, может, вы будете помилованы». Зато верующим все религии обещают вечное блаж енство, все блага, в том числе и исцеление, по воле всевышнего, от недугов. Любопытный случай, связанный с воздействием религиозного внушения на человека, я услышал из у ст одного московского доцента. В Москве, ещ е до рево люции, жил один богатый и знатный человек. Он вел обычную для своего круга светскую жизнь — ходил на балы, развлекался. И вот этот человек забол ел . Бо л езн ь обезобразила его лицо — на щеках, подбородке и на верхней губ е появи лись красные гнойные прыщи, они вызывали сильнейший зуд. Заболевший чув ствовал себя вдвойне несчастным оттого, что он оказал ся в одиночестве •—- с та ким лицом показаться в общ естве было невозможно. Заболевший не ж ал ел денег на лечение, месяцами выдерживал строгую диету, скрупулезно выполнял назначе ния модных врачей — ничто не помогало. Первое время этот человек ещ е не те рял надежды на выздоровление, но когда самые новые и дорогие лекарства не по могли, он впал в самое черн ое отчаяние — ведь у него не было иных интересов в жизни, кроме развлечений. Жизнь не выработала у него стойкости к несчастьям , которая отличает людей, зарабатывающих насущный хлеб собственными руками. Потеряв сон, аппетит, он слонялся по своему огромному дому, как неприкаянный. В с е чаще к нему стала приходить мысль о самоубийстве.. Однажды веч ером он ш ел , занятый своими тяжкими мыслями, как вдр у г кто-то коснулся его плеча. П ер ед ним стояла старушка. «Вижу, неладное ты задумал, батюшка, — сказала она. — Ты бы к богу лучш е оборотился. Искупи свои грехи, замоли болезнь! Зав тра до восхода солнца вставай и ползи на коленях от дома до храма Василия Бла ж енного. Как доползешь, помолись богу и ступай отдыхать. Может, и смилости вится всевышний». I Московский рабочий лю д, проходивший в эти ранние часы по улице, наблю дал странное зрелище: по мостовой полз на коленях богато одетый человек, обли ваясь потом, раздирая колени о булыжник. Он не обращал внимания на прохо ж и х . Наконец, человек вп ол з по каменным ступеням в храм и стал истово молить ся. Смертельно уставший, потрясенный своим необычным паломничеством, вернул ся 'он домой и, впервые за многие месяцы, крепко уснул. Когда он проснулся, краснота на лице наполовину исчезла. Выздоравливающий стал молиться с удво енной энергией. Вскоре бол езнь его совсем прошла. Это — классический случай исцеления посредством внушения. Сильнейшее нервное напряжение, возникш ее у больного, когда он полз на коленях к храму, физическая усталость, которую он, видимо, ран ее не испытывал, способствовали особенн о мощному действию внушения. Таковы истинные причины его излечения, а отнюдь не «помощь свыш е». (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2