Сибирские огни, 1964, № 10

м ож н о было охватить взглядом . Потом внезапное движение прошло по собранию , и всякий, даже малейший шепот затих... пришел Шлятер. Когда я приблизился к н ем у, мной овладел сверхъестественный страх, который трудно было проанали­ зировать. Моя вера в этого человека росла вопреки моему разуму. Бодрствующ ее, контролирующее, мыслящее стало колебаться, терять свою силу, а рефлекторное, подбодрствующее стало укрепляться. Когда он отпустил мои руки, моя д уш а при­ зн ал а какую-то силу в эт ом человеке, чему, по-видимому, противились мой ум и мой мозг». Из этого описания наглядно видно, что когда человек чем-либо взволнован; подавлен , он легче поддается внушению. Не потом у ли проповедники многих ре­ лигий стремятся запугать людей. Вспомните, какие страшные угрозы и проклятия по поводу неверующих имеются в библии: ад, черти, горячие сковороды, василис­ ки, змеи — вот далеко не полный арсенал у гроз, готовых обрушиться на голову непослушных. А в коране — книге, проповедующей магометанскую религию , враждебной христианской, содержатся весьма решительные угрозы в а д р ес всех лю дей , не исповедующих мусульманство. Например: «Неверующие в А лл аха — это дрова для геенны». Или: «Бойтесь того, что было перед вами и б у д ет после в ас, может, вы будете помилованы». Зато верующим все религии обещают вечное блаж енство, все блага, в том числе и исцеление, по воле всевышнего, от недугов. Любопытный случай, связанный с воздействием религиозного внушения на человека, я услышал из у ст одного московского доцента. В Москве, ещ е до рево­ люции, жил один богатый и знатный человек. Он вел обычную для своего круга светскую жизнь — ходил на балы, развлекался. И вот этот человек забол ел . Бо­ л езн ь обезобразила его лицо — на щеках, подбородке и на верхней губ е появи­ лись красные гнойные прыщи, они вызывали сильнейший зуд. Заболевший чув­ ствовал себя вдвойне несчастным оттого, что он оказал ся в одиночестве •—- с та­ ким лицом показаться в общ естве было невозможно. Заболевший не ж ал ел денег на лечение, месяцами выдерживал строгую диету, скрупулезно выполнял назначе­ ния модных врачей — ничто не помогало. Первое время этот человек ещ е не те­ рял надежды на выздоровление, но когда самые новые и дорогие лекарства не по­ могли, он впал в самое черн ое отчаяние — ведь у него не было иных интересов в жизни, кроме развлечений. Жизнь не выработала у него стойкости к несчастьям , которая отличает людей, зарабатывающих насущный хлеб собственными руками. Потеряв сон, аппетит, он слонялся по своему огромному дому, как неприкаянный. В с е чаще к нему стала приходить мысль о самоубийстве.. Однажды веч ером он ш ел , занятый своими тяжкими мыслями, как вдр у г кто-то коснулся его плеча. П ер ед ним стояла старушка. «Вижу, неладное ты задумал, батюшка, — сказала она. — Ты бы к богу лучш е оборотился. Искупи свои грехи, замоли болезнь! Зав­ тра до восхода солнца вставай и ползи на коленях от дома до храма Василия Бла­ ж енного. Как доползешь, помолись богу и ступай отдыхать. Может, и смилости­ вится всевышний». I Московский рабочий лю д, проходивший в эти ранние часы по улице, наблю­ дал странное зрелище: по мостовой полз на коленях богато одетый человек, обли­ ваясь потом, раздирая колени о булыжник. Он не обращал внимания на прохо­ ж и х . Наконец, человек вп ол з по каменным ступеням в храм и стал истово молить­ ся. Смертельно уставший, потрясенный своим необычным паломничеством, вернул­ ся 'он домой и, впервые за многие месяцы, крепко уснул. Когда он проснулся, краснота на лице наполовину исчезла. Выздоравливающий стал молиться с удво­ енной энергией. Вскоре бол езнь его совсем прошла. Это — классический случай исцеления посредством внушения. Сильнейшее нервное напряжение, возникш ее у больного, когда он полз на коленях к храму, физическая усталость, которую он, видимо, ран ее не испытывал, способствовали особенн о мощному действию внушения. Таковы истинные причины его излечения, а отнюдь не «помощь свыш е». (Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2