Сибирские огни, 1964, № 10

широкая автомагистраль. А здания гидростанции никто и не уви ди т — оно уйдет под землю на глубину 40 метров: т у д а хлынет вилюйская в о д а по специальным бетонным каналам . Это будет первая гидростанция, в районе вечной мерзлоты на Крайнем С евер е. Ивана А с е е в а я представлял себ е по фотографиям в иркутских газетах — молодой веселы й парень в распахнутой телогрейке. Теперь мы шагаем по вилюй- скому льду, и мне кажется, что спутник мой немного медлительнее и раздумчи­ вее, чем я с е б е представлял. Невысокого роста, плотный и мускулистый, он идет неторопливо, словно бы проверяет свои уши и лицо на прочность при этом ветре. Холодно так, что все вокруг окутано неподвижной м олочной дымкой. И хотя вы уж е и з справочников знаете, что среднегодовая темп ература здесь де­ сять градусов ниж е нуля, все же никакие книжки вам не зам ен я т собственного ощущения, когда на морозе железные детали машин хрупко лопаю тся, как будто их калили не на сталелитейных зав одах, а на гончарном к р у г у . «Когда я соби­ рался в Сибирь на Иркутскую ГЭС, — кричит мне на ухо спутник , — меня пуга­ ли: там, мол, летит воробей и на лету зам ер зает. А я вам ск аж у , здешняя прохла­ да хорошо переносится!» Мы вошли в деревянную теплушку на льду, старожилы е е называют — ба­ лок. Посреди топится железная печка, раскаленная настолько, что кажется про­ зрачной. Сюда заходя т погреться взрывники и бетонщики. С егодня вечером соби­ рается партийное бюро управления. А с е е в у надо написать рекомендацию в пар­ тию молодому монтажнику Кузнецову. Он расстегнул шубу, до ст ал из нагрудно­ го кармана листок бумаги и легко напи сал первые слова по ф орм е. А потом от­ ложил ручку в сторону и призадумался... — Я вступал в партию в 1958 г о д у на Иркутской ГЭС. М еня рекомендовал Тимофей Ф едорович Лепендин. Я знал его ещ е по Днепрогэсу. Я попал туда ше- стнадцатиле_тним мальчишкой, был учеником слесаря. А он у ж е имел за плечами Волховстрой. С тех пор нас бросало на разные стройки. Я был на строительстве газогенераторной станции на Азовстали, на электростанциях У рал а и Кавказа. А встретились мы на Ангаре. В рекомендации он писал просто: «И ван Асеев постро­ ил Днепрогэс и строит Иркутскую ГЭС , готов нести за него ответственность пе­ ред партией...» Асеев протер рукавицей уголок окошка. Вниз по снегу спускались самосва- лы-двадцатипятитонки, или, как их зд е с ь называют, четвертаки. На рамах белой краской: «Мы покорим тебя, Вилюй!» Эта надпись на всех маш инах, как обяза­ тельный ном ерной знак. В скалах грохочут' взрывы, куски д и а б а за с ледниковы­ ми глыбами л етят в небо. И чувствуется, что этому человеку нелегко было бы прожить д аж е день б ез этого грохота и скрежета стройки. Распахнулась дверь — в теплушку ввалился человек, засыпанный снегом. Он снял уш анку, сбросил с лица кашне, и мы увидели х у д ощ ав о е лицо с черны­ ми усиками. А с е е в воскликнул: «В ам повезло, познакомьтесь — это Алексей Ткач, его имя тож е значится в Иркутске на мемориальной д о с к е ...» Вот он ка­ кой, этот Ткач, о котором на Иркутской ГЭС рассказывали л еген ды . Я слышал, что он потерял родителей, воспитывался в детском доме, воев ал , был в плену... Замкнутый в работе, он дома и с др у зьям и такой бесшабашный и озорной, что с ним не заскучаеш ь. Он в числе первых отправился в Якутию, в маленький порт Мухтую на Л ен е, где первоначально разместилась база б у д ущ ег о строительства гидростанции. Его отряду предстояло протянуть первую линию электропередачи от Мухтуи до Мирного: 231 километр. А зима выдалась хол одн ой , температура опускалась до шестидесяти пяти... Ставили теплушки на д ер евянны е сани и про­ двигались по трассе метр за метром. А потом тянул линию от Мирного до Чер­ нышевского... Л етом это было невозможно делать из-за обильных грунтовых вод, местность кругом болотистая. Приходилось делать елани: д ер евянны е маты, их подкладывали под гусеницы тракторов. А зимой завозили по трассе продукты, прятали их в л едниках — в металлическом ящике, засыпанном снегом, мхом и ветками, чтобы сохранить тень и сб ер еч ь продукты до сл едующ его лета — для тех, кто снова пойдет по трассе. Ткач живет в поселке один, семья осталась в Иркутске, дочка учится в Новосибирске. — Д рузья у вас здесь есть? — спросил я. — Есть один вчера прислал ш траф за нарушение техники безопасности... Когда закры лась за ним дверь, А с е е в рассказал и о др у ги х иркутянах уве­ ковеченных на доск е и тоже оказавшихся на Вилюе. З д есь работает знатная бетонщица А ня Москаленко, героиня повести А. Кузнецова «Продолж ени е леген­ ды». Она с подругами продолжает свою поистине легендарную жи знь на берегах суровой якутской реки, чтобы дать эн ер гию алмазному цеху, осветить и обогреть молодые поселки и города. А кто бы вы думали начальник строительства Вилюйской ГЭС? Тоже иркут- скии гидростроитель и тоже увековеченный на доске — Евгений Никанорович Ьатенчук. С этим волевым и добрым человеком поехали сотни иркутян вместе с семьями. И н е жалеют об этом, все живут ожиданием осени 1 9 6 4 года, когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2