Сибирские огни, 1964, № 10

Трактор ни с места. А опора уж е на весу. «Сдавай назад!» — кричал Баянов. А д я д я Ваня словно уснул и не слышит. Опора оторвалась от земли и угрож ающ е покачивалась. Баянов кинулся к трактору и закричал на дядю Ваню. А тот обли­ вал ся потом и жалобно говорил: «Петя, ты ж е мн е показал, как двинуть вперед, о т к у д а ж я знаю, как сдавать назад...» В общ ем , когда на следующий день бри гада добралась до пикета, четыреста девяносто седьмая уже стояла, а дядя В а н я поднимал четыреста девяносто восьмую... В от такая была свадьба!.. Баянов никому не рассказывает про эту историю, боится выговора за нарушение правил по технике безопасности... Лэповцы — народ веселый и неунывающий, м ож ет быть, потому, что иначе и н ельзя на заснеженной трассе, подолгу отрезанной от всего мира. Мне помнит­ ся , как под Братском верхолазы окружили зам естителя главного инженера стро­ ительства линий электропередач Ротфорта, легендарного вожака лэповцев. Моло­ д о й парень наступал на него и требовал: «За стеной кричит ребенок, н е могу я ж и т ь в таких условиях!» Ротфорт снял очки и удивленно посмотрел на парня: «С луш ай , так это ж здоров о, что он кричит. И громко кричит? Ребенок развивает л егки е, точно тебе говорю. Будешь отцом, сам узнаеш ь. Ты радоваться долж ен, что за стеной ребенок кричит...» Лэповцы см еялись, и растерянный парень мах- НУЛ рукой и стал смеяться вместе со всеми. И когда лэповцы разошлись, Рот­ ф о р т тихо, словно бы дл я себя, сказал: «Даю вам слово, это героическая мо­ л о д еж ь » . Сегодня опустел снежный коридор в тайге. Монтажники покинули углы , с о ­ бираю тся в дорогу. Одни потянут вторую цепь линии электропередачи, другие п од ад утся ставить опоры на трассе Братск — Ж елезногорск, третьи уй д у т стро­ ить -воздушную трассу на Усть-Илим. — Куда вы, Илья Семенович? — спрашиваю начальника колонны. — Потянем новую линию электропередач на Саяны. Может, по пути завер­ н у в Иркутск проведать ж ен у и сына. Он у м еня нынче в школу пойдет. Такая св а д ь б а ... В алмазном цехе Для сибиряка, говорят, тысяча километров — не расстояние. Справедливо ли это? Первые сомнения обуревают в завьюженном аэропорту Мирном — в ин­ дустриальном центре Якутии. Метель гуляет по б ел ом у летному полю, зам етает маленькие, словно съежившиеся на холоде самолетики, лишенные силы совла­ д а т ь со встречным ветром . Вчера пришел и з Иркутска тяжелый грузовой « А Н -1 0 » , привез чуть подмороженные фрукты, и усталы е от ожидания авиаторы вм есте с пассажирами коротают время в припортовой столовой. Хрустишь ябло­ ками и проклинаешь сто двадцать километров — всего сто двадцать — до по­ с е л к а Чернышевского на р ек е Вилюе, где соор уж а ет ся гидростанция, сам ая се­ верн ая в стране. Туда м ож но попасть лишь сам ол етом или вертолетом, если по­ зв оля ет погода, а она в эти х местах не слишком сговорчива. Правда, однажды л е т ом отряд водителей прош ел сквозь чахлые якутские леса по болотам на гусе­ ничных тракторах. Один трактор давал раЗгон, пока не застревал. Д ругой брал стар т, опережал первый и вытаскивал его на бук си р е, пока не явязал сам . Тогда третий пытался прорваться вперед, чтобы вытащить на тросе два первых. Колон­ на преодолела эти сто двадцать километров на четырнадцатые сутки. На Вилюйской ГЭС мне надо отыскать Ивана Асеева, прославленного и р -' кутского монтажника. Его бригада монтировала статор самой первой турбины Иркутской гидростанции. Имя его в свое время не сходило со страниц газет. «В чи сл е передовых идет бри гада монтажников, которой руководит ветеран строи­ тельства Иван Егорович А сеев . Монтажники улож или тяжеловесные металличе­ ск и е кольца в конусе — эта трудоемкая работа, требующая большой точности, выполнена отлично...» «Б ри гад а Ивана Асеева прилагает все силы, чтобы до­ ср очн о окончить монтаж пусковых агрегатов...» «Коллектив кранового хозяйства во главе с прославленным на стройке бригадиром Иваном Асеевым завершил д ем он т аж верхней бетоновозной эстакады с четырьмя находившимися на ней кранами ...» За строительство Иркутской ГЭС И вану Егоровичу Асееву присвоено звани е Героя Социалистического Труда и имя его осталось в бронзе ср еди ста сор ок а других имен. Очень хотелось увидеть знаменитого человека, узнать — как сложилась и его суд ь ба . На третий день я д обрал ся к месту. Над Вилю ем неслись снежные вихри — н е лохматые снежинки, а какое-то колючее, почти невидимое глазу снежное крош ево. С высокого б ер ега открывается панорама строительной площадки. Экс­ каваторы отсыпают перемычку, рядом взрывники бурят скалу, где пройдет от­ водной канал. Нелегко в этом хаосе развороченной земли, внезапных взрывов, неумолчного перфораторного стука угадать очертания законченной стройки: глухую каменно-набросную плотину высотой 7 0 метров. По ее гребню пройдет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2