Сибирские огни, 1964, № 10
я видел з д е с ь ещ е год назад. По р ел ь еф у эта трасса ок а зал а сь сложнее других. Под корнями деревьев лежала вечная мерзлота, а прошли топорами да пилами— и просечная твердь стала таять, уходи ть из-под ног. Тракторы зарывались гусе ницами так, что на поверхности оставалась одна кабина. Д р у ги е тракторы под ходили вытаскивать их, и сами погружались в трясину. В конторке сохранились ведомости простоев в те дни. Поперек промасленной бумаги —• размашистое о б ъ яснение м еханик а Завирухи о причине простоя: «бо втоп», что в переводе с укра инского д олж н о означать — «было потонул...» Не помню , кто мне рассказывал о начальнике колонны: лет десять назад он окончил политехнический институт в Харькове, пр оф ессор а рекомендовали его в аспиран туру и пророчили научную карьеру, а его п отян уло на восток, где разворачивалось строительство к аск ада гидростанций. На Иркутской ГЭС он по пал в сам ую заваруху — механиком, а потом начальником экскаваторного и кра нового парка. Можете представить его хлопоты, когда в сорокаградусные моро зы неприспособленные к сибирским условиям механизмы замирали, словно впа дали в летаргический сон, а стройка требовала: бетон, б ет он , бетон! Он сутками не появлялся дома, и молодая ж ен а с сыном разыскивали его где-нибудь в каби не портального крана, с черным, как у негра, лицом и светлыми белками круг лых карих глаз. Он вытирал замасленной по локоть рукой потный лоб и не пони мал, чего от него хотят. После Иркутской ГЭС он отправился строить линии электропередачи. И если взглянуть на карту, то увидишь обведенный красным карандашом участок его механизированной колонны: от Тайшетской подстанции до угла поворота № 14 — о дн а из самых трудных трасс, протяженностью 1 1 2 километров. Сей час спешат за розоватый утренний горизонт стальные опоры , и каждая вызывает у начальника колонны множество смешных воспоминаний. Он вам расскажет, например, как однажды, спасаясь в сумерки от медведя, м олодой лэповец взоб рался высоко на траверс опоры, а когда с замирающим сер д ц ем глянул вниз, то не поверил своим глазам: оказывается, его преследовала коза! Как-то на речушке Ныгри в рай он е золотоносной Л ены мне показывали по строенную л ет семьдесят назад п ер в ую в Восточной Сибири гидростанцию. Здесь же была единственная в России линия электропередачи напряжением 10 кило вольт. Т огда, после четырнадцати л ет строительства, протяженность линии д о стигла 21 километра. На столбах м ож но было разобрать выцарапанные имена первопроходцев. Наверное, они д ум ал и о своих детях и вн ук ах — пусть узнают, как это начиналось. Сейчас на опорах никто не оставляет св ои х имен: ни бригадир монтажников Пичугин, удостоенный бронзовой медали В Д Н Х за внедрение по точного м ет ода строительства линий, ни электросварщик Ипатов, провисевший на опоре в обжигающий мороз п одря д 12 часов — он выполнял срочное задание, ни начальник участка Романова, сем ь лет отдавшая таежным трассам, ни д р у гие соратники начальника колонны. Лэповцы не сохраняют для потомков свои имена, — они дарят им воздушную линию. Что ж е за люди эти лэповцы? Они совсем разные, и единственное, что их роднит, это молодость: большинству из них восемнадцать-двадцать лет. Одни приехали по комсомольским путевкам, другие школьным кл ассом прибыли, тр е тьи после сл уж бы в армии. Сегодня все эти разные парни и девчата рядышком греются у костра, рубят лес для печки в своем зимовье и, обжигая рот, глотают крупные куски от подстреленного ими самими поутру гл ухар я . Не беспокойтесь за них, д ор о ги е мамы и папы, они вынесли на своих плечах одно из самых вели чественных сооружений семилетки и стали на ноги так прочно, как стоят подня тые ими в син еву стальные опоры. — Р асск аж и т е что-нибудь забавн о е, — прошу я Гуревича, когда в его кон торке мы остаем ся вдвоем. Его больш и е навыкате карие глаза задерживаются на схеме линии. — Н у вот пожалуйста — четыреста девяносто седьмая опора. — Однажды в субботу бри гада Петра Баянова уш л а километров за тридцать в поселок, попа риться в баньке. На трассе остался Баянов, крановщик Г ол уб ев и старичок Анд реев: очень славный старичок, его зовут у нас просто д я д ей Ваней и еще стар шим рабочим . Подстрелить ли глухаря , сварить ли щи — старик на все руки. Лэповцам он добрый смешной и милый батька, с которым н е заскучаешь. Случи лось так, что погода испортилась, забуш евала метель, п ер ем ел о дороги, и брига да задерж алась где-то в пути. А н адо было поднимать оп о р у , бригадир не хотел терять ни ч а са . Но что сделаешь втроем без бригады? О би дно было смотреть на подготовленную к подъему портальную опору. Ждать было невмоготу. Баянов походил вокруг и вдруг предложил поднять ее втроем, не дожидаясь бригады. Дядя Ваня согласился, как он соглаш ался беспрекословно со всем, что бы ему ни говорили. Баянов помог ему взобраться в кабину трактора, показал, как дви нуть трактор вперед. Дядя Ваня кивнул головой — дескать, понял, все будет в порядке. Застропили траверс. Г олубев краном приподнял стальную махину. Трактору н а д о было сдать немного н а за д , и Баянов сделал д я д е Ване знак рукой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2