Сибирские огни, 1964, № 10

нейш и е энергетики признали тулунское устройство новым шагом в развитии вы­ соковольтной техники. — Нам приятно было услышать, — говорит Джунковский, — что новая энергетическая техника уж е предусмотрена для проектируемых и возникающих ЛЭП -500: Ермаковская ГРЭС — Целиноград, Н ур ек ская ГЭС — Ташкент и на в сех линиях электропередачи напряжением 750 киловольт. И еще одно радост­ ное сообщение: наши устройства будут применены на строительстве Л Э П -5 0 0 А с у а н — Каир... Прямая на карте Пусть простят меня канатоходцы под куполом цирка, а я скажу — вот это артист! Он идет по проводу в валенках и ватных брюках, солдатская ушанка лихо сдвинута на затылок, и хлопья снега с его плеч уносит ветер вниз на два­ дцать пять метров, прежде чем они коснутся зем ли . Монтажник-верхолаз р азм а­ хи в а ет гаечным ключом и веревкой: надо ставить дистанционные распорки, что»- бы в метель провода не били друг друга. Морозец на высоте делает пальцы бе­ лыми. и уж е не чувствуешь боли, когда кожица с кончиков их остается на прово­ д а х . Трасса словно необитаема, на много километров от опоры к опоре ни тро­ пы, ни лыжни, ни санного следа. Пушистое безм ол ви е... Как-то пыталась про­ биться по трассе машина с двумя ведущими, так и не прошла: зарылась в снегу и едва повернула обратно. А вот маленькой девчушке никак нельзя повернуть, потом у что сверху по проводам бегут верхолазы, а им надо подавать по вергевке распорки. Она проваливается в снег по самый подбородок, со злостью срывает застывшие слезы с ресниц и ползет от опоры к оп ор е. Прячет металлические пла­ стинки под ватник, потом долго согревает в ладошках, пока сверху, с воздуш н о­ го провода, не спустят веревку. И если взобраться на опору и посмотреть вниз, на пушистую просеку, то увидишь между линиями проводов зигзагами глубокие провалы: следы девчушки за один день. Такие сл еды тянутся по всей трассе линии электропередачи напряжением 500 киловольт от Братска через Тайш ет на Камалу. ЛЭП -500... Давно ли проектировщики нанесли на карту короткие пунк тиры три цепи линии электропередачи. Самая первая, напряжением 220 киловольт, предназначалась для передачи иркутской энергии к площадке строительства' Братской ГЭС. Участок от Тулуна до Братска приш елся по малообжитым местам< с бесконечными болотами. Падали лошади, и первы е лэповцы на себе несли ин­ струменты и хлеб, отыскивая вместе с проводником-охотником обозначенную на карте трассу. И еще не успел хлынуть по этим проводам ток в обратном на­ правлении, от первых агрегатов^ Братска на Иркутск, как параллельно этой цепи стали подниматься опоры одной, потом второй цепи линии сверхвысокого напря­ ж ения . Па раскорчевку сибирской тайги, рытье котлованов и установку гигант­ ских опор пришла мощная техника. С начальником механизированной колонны Ильей Гуревичем мы встрети­ лись на трассе Братск — Тайшет — Камала в горячие предпусковые дни. Со дня на день трассу должны поставить под напряжение и замкнуть таким обра­ зом кольцо единой энергетической системы Центральной Сибири. С утра до но­ чи в кабинете начальника колонны раздавались звонки из Москвы и Ирк утска— торопливые, грозные, упрашивающие... Иркутскую энергию давно ж дут пред­ приятия Красноярского края и Кузбасса. В первые три месяца после пуска по воздуш ной магистрали д олж н о хлынуть три миллиарда киловатт-часов деш евой ангарской электроэнергии. А мне хотелось увидеть не только картину строитель­ ства, но и познакомиться ближ е с начальником колонны , потому что о нем рас­ сказывал Джунковский и ещ е потому, что его имя тож е осталось на м ем ориаль­ ной доск е над Ангарой. Я увидел его возле железнодорожных вагончиков, поставленных гуськом на сн егу , как будто местный п о езд сошел с рельсов. В вагончиках жили на базе лэповцы , между крышами протянулись веревки, на которых сушилось белье. У д в ер ей стояли лыжи, а кое-где детские коляски на полозьях. В глухом свитере под полушубком, с растопыренными ушами цигейковой шапки, он вышел и з ле­ с у с охапкой березовых веток. Что-то угадывалось в нем от бывалого человека, который в самых непривычных ситуациях умеет создавать себе привычный ком­ ф орт, и никакая сила не заставит его изменить р а з и навсегда налаженному бы­ ту. Так и есть, он мило извиняется и приглашает: Хотите попариться? У нас сегодня банька. Вон в том вагончике, каж дую су б б о т у . Разморим кости, потрем спинку, пар горячий, отличный, в городе такого не увидите. Скамейки дубовы е, пахучие... Утром^мы поехали по трассе. Непривычно было видеть линию электропере­ дачи пустой, словно и не ревели на болоте машины, не дымили костры у вагон­ чиков и верхолазы не раскачивались на проводах, как галчата на ветке. В с е это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2