Сибирские огни, 1964, № 10
все необходимые сведения — и сколько она обучила зд есь молодых бетонщиц, и какие общественные работы она выполняет, и как е е избирали депутатом город ского Совета в Дивногорске. Они отыскали ее высоко на мосту. Чуть-чуть окая на волжский манер, Дарья пообещ ала уделить им время после работы... Напрасно художники ж д ал и ее возле дома, пришлось уж е поздно ночью д о бираться до котлована и там разыскивать свою героиню . Они увидели Дарью на перемычке — освещенная прожекторами, она была какой-то одухотворенной, и у друзей язык не повернулся упрекнуть ее. А она всплеснула руками: «Милые, с е й час никак не могу, я же сказала — после работы, когда перекроем Енисей!» Перекрытие могучей реки было, конечно, одним из незабываемых событий века. Я помню, как в те дни в одном из захолустных красноярских переулков ст а рик-сапожник, ловко работая щетками, жаловался на свое житье-бытье, а потом поднял на клиента черные гл а за , светившиеся мольбой: «Слушай, не надо мне твоих ден ег, помоги достать билет на перекрытие, а?» Д ен ь перекрытия собрал на скалах у Шумихинского сужения все окрестное население. Шли к реке тяж елы е машины и обрушлвали в проран глыбастые кам ни. Среди тысяч напряженно притихших героев покорения были и чти двое — чьи имена остались на мемориальной доске под Иркутском. В штабе перекрытия, в зоне взрывов перемычек, а потом на отсыпке банкета мы встречали много и д р у гих прославленных иркутских гидростроителей, известных по мемориальной д о ск е. Среди них и начальник строительства Иркутской ГЭС, а теперь начальник стр ои тельства Красноярской ГЭС А ндр ей Ефимович Бочкин, Герой Социалистического Труда. Ночами, когда за штабом шарили по котловану прожектора и завершалась подготовка к перекрытию, он просиживал в тесной комнатке, выдвинутой в сам ую гущу стройки, как блиндаж. В теплом свитере, пиджак внакидку, с усталыми сл и пающимися глазами, он глухо и почти неслышно уточнял у руководителей п о д р а з делений готовность к штурму. И я не знаю, откуда у него хватило сил при этом шутить и улыбаться, как будто и не было трех бессонны х ночей. Он перекрывал вот так ж е Ангару, он перекроет Енисей, он перекроет еще не одну сибирскую реку. <. Помню одну из ночей в ш табе перекрытия. А . Е. Бочкин мечтательно гово рил о будущ ей Саянской гидростанции — казалось, он живет уже ею. Как будто перекрытие реки уже позади, эта станция построена, и настала пора собираться в путь... — Знаете, почему сегодня мечтается о Саянах? — сказал он, протягивая мне телеграмму из Москвы. — В тех местах был Ленин... Я прочитал телеграмму, таких телеграмм в те дни приходило со всех концов страны великое множество: «Приятно читать, радуют усп ехи вашего коллектива. Сбылась мечта Владимира Ильича Ленина и нашей Коммунистической партии: м о гучий Енисей будет служить народу и помогать строить коммунизм... Как участ нику гражданской войны мне пришлось пройти с боями от Волги до Енисея и в 1920 год у видеть квартиру Л енина в Шушенском... Посмотрел бы Ильич сейчас, как вы выполняете его завет, и как бы он обрадовался. 'Поздравляю вас с победой. Бывший командир Оршанского полка пенсионер К и сел ев Василий Иванович». — И Шушенское будет стоять на берегу моря! — задумчиво сказал Бочкин. На перекрытии мы встретили и еще одного иркутянина с мемориальной д о с ки. К огда последний самосвал сбросил последний кам ень, соединивший берега, и еще не рассеялся сизый дымок от мотора, начальник управления основных со о р у жений левого берега Георгий Тихонович Горлов, словно дожидаясь этого мгнове ния, стремительно ступил на у зк ую перемычку и бросил ся к противоположному берегу. А навстречу ему также нетерпеливо торопился начальник правобережного управления. В плотной окатанной фигуре Георгия Тихоновича действительно было что-то от валуна, отшлифованного ледниковыми водами. Только этого человека шлифовали ветры десятков рек, которые пришлось ем у перекрывать на средин е перемычки, где еще полчаса н а за д ревела в отчаянном сопротивлении река. Они крепко пожали друг другу руки. Счастливую судьбу избрали себе эти люди: д ел ать свои шаги — фактами истории. Капля из Волхова В л е с у на путях стоит старый железнодорожный вагон, который вечерами ти хо, как подводная лодка, погруж ается в темноту. В вагоне своя жизнь: стучат пор тативные машинки, свисают мокрые фотопленки, а люди нетерпеливо ждут и нерв ничают возле бесконечно занятого телефона — единственной ниточки от редакции на к ол есах к остальному человечеству. Всю ночь по ниточке ходят слова, которым суждено обратиться в теплый металл строки. — А лло, Москва, как меня слышите? Планета не знает гидростанции круп нее, чем Красноярская ГЭС. П ервенец енисейского каскада обеспечит дальнейший
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2