Сибирские огни, 1964, № 10

встретили шаманских божков и жертвенный шест с пучком привязанных к нему беличьих шкурок. Тропа приметно шла по редколесью прямо на Вакунайку, вершину которой замыкал пылающий огнем холм. Чем ближе подъезжали к Тогодоу, тем больше волновался Хорболь и тем скорее ему хотелось посмотреть на черную землю, курящуюся д ы ­ мом, вовсе не похожим по з ап аху на дым обыкновенного огня. Старик хотел пеплом потереть свои ноющие ноги, чтобы исцелиться от нудной боли. Минуя густую поросль таволожника, передовой олень поднял го ­ лову и зарюхал. Он был не менее Токтэмы обрадован близким жилищем. Они оба знали, что здесь наступит передышка от долгого, безлюдного перехода. Первыми их заметили три парня, которые на расстоянии двадцати шагов от цели по очереди метали в нее свои пальмы, поодаль на земле у огня сидели пожилые люди и грели на огне прямые лыжные доски. С приходом Хорболя начались длинные разговоры, взаимные р а с ­ спросы, тянувшиеся до вечера следующего дня. Старики успели поде­ литься новостями и свежими впечатлениями, пожалеть умерших и вспом­ нить могилы своих родоначальников. К ночи второго дня к гостям вышел хромоногий, сутулый старик и, потягиваясь от сна, уселся на самом видном месте. Не по годам черные волосы были распущены и отдельными п р я ­ дями падали на спину. Лицо, покрытое морщинами, дергалось, словно он, не раскрывая рта, растирал зубами что-то крепкое. Глаза бегали с предмета на предмет, и чувствовалось в них какое-то беспокойство. З а брезгливо сложенными губами старика, казалось, таятся ядовитые с л о ­ ва, которые могут хлынуть потоком, если только он хоть чуть-чуть при ­ откроет свой рот. Это был шаман Огняча, в которого по стоустой молве перешли от его бабушки Тыдякк духи харги . В наследство от бабки он получил семи­ конечный бубен, что сразу делало Огняча большим шаманом. В допол­ нение ко всему Огняча имел шайтанскую узду, чтобы сдерживать дикую силу, когда он шаманил. Наконец у него было гэсо, — палка из кости мамонта с резной ящерицей наверху. Снизу гэсо обтянут шкурой с лапы медведя. Шаман не принимал участия в разговоре, но внимательно слушал все, что говорили. Особенно он старался запомнить слова Хорболя, к о ­ торого видел впервые. Когда спустилась осенняя ночь, Огняча начал как-то странно т я ­ нуться и зевать. Глаза его помутнели, он встал и, уходя в чум, произнес: — Гагара хочет пить. Н адо готовить ей кровь. Все поняли, что надо готовить мольбище. Расставили вокруг чума божков-хомоконов и особого у дверей — для ограждения жилища от злого духа. Над дымоходом повесили на палках гнездо коршуна, кото ­ рый должен зорко, как свое гнездо, охранять дымоход. Внутри чума, против дверей, на изображениях деревянных рыб, было намощено ш а ­ манское место, по обеим сторонам которого л еж а л о двузубое копье и деревянная пальма. Огняча, разодетый в шаманский наряд, уселся на томуллян и г л у ­ бокими зевками стал называть своих главных духов. После семи п ро ­ должительных позевот Огняча ударил в бубен и рассыпал первоначаль­ ную дробь звуков. Подголосками таинственно з а звенели «нектары». П о ­ том, когда смолк вступительный звон, шаман стал петь, сопровождая каждую фразу ударом бубна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2