Сибирские огни, 1964, № 9
чение войн из жизни общества в настоящее время, еще до окончательной ликви дации империализма на всей земле. В богатейшем наследии I Интернационала и ныне не утратил своей значи мости опыт решения вопросов национально-освободительной борьбы угнетенных народов. Характерно, что сама идея создания Международного Товарищества Рабочих родилась в итоге совместной борьбы английского и французского про летариата в защиту освободительного движения польского народа. Маркс и Энгельс исходили из того, что национально-колониальный вопрос представляет составную часть учения о социалистической революции. В нацио нально-освободительном движении они видели союзника пролетариата капитали стических стран в борьбе против буржуазии. «Не может быть свободен народ, уг нетающий другие народы»1 — классическое определение Маркса и Энгельса, вы разившее отношение рабочего класса к национально-освободительному движе нию. Положение о том, что пролетариат угнетающей нации в интересах своего собственного освобождения обязан бороться против национального угнетения, В. И. Ленин называл коренным п-ринципом пролетарского интернационализма. Наиболее ярко позиция Маркса и Энгельса по этому вопросу отразилась в отно шении к национально-освободительному движению ирландского народа против английского владычества. На этом опыте они учили рабочий класс видеть в по рабощенных народах союзника в борьбе против общего врага — буржуазии. По ка сохраняется раскол между английскими и ирландскими трудящимися, говорил Маркс на заседании Генерального Совета 14 марта 1871 г., до тех пор господст вующие классы в состоянии подавлять и тех и других. Вопреки утверждениям «подлинных марксистов-ленинцев» о том, что якобы Маркс и Ленин «писали свои работы по европейской истории, рассматривали ев ропейские проблемы» и «редко касались Азии или Китая», I Интернационал по инициативе Маркса старался распространить свою деятельность на Азию, Афри ку и Латинскую Америку. Он поддерживал связи с рядом стран этих континен тов, пытался создать там свои секции и вовлечь в них представителей коренного населения. Секции I Интернационала действовали в Австралии, Алжире, Арген тине и Новой Зеландии, Индии и др. Маркс и Энгельс учили пролетариат трезво учитывать конкретную обста новку и те конкретные задачи, которые стояли перед рабочими организациями той или иной страны, творчески применять революционную теорию. В беседе с народовольцем А. Воденом Энгельс говорил, что он «желал бы, чтобы русские — да и не только русские — не подбирали цитат из Маркса и его, Энгельса, а мыслили бы так, как мыслил бы Маркс на их месте, и что только в этом смысле слово «марксист» имеет «право на существование»2. Следовало бы вдуматься в эти слова тем, кто ныне выдает себя за «подлинных революционеров» и подоб ных которым В. И. Ленин называл «попами марксистского прихода». Вожди Интернационала не навязывали пролетариату определенных форм политических движений, но настаивали, чтобы они были направлены к одной це ли. Маркс и Энгельс больше чем кто-либо желали революции. Однако они никог да не отождествляли революционность с кровопролитием и не призывали всегда и всюду прибегать только к вооруженному насилию. Мы, говорил Маркс на ми тинге в Амстердаме, никогда не утверждали, что к завоеванию пролетариатом политической власти ведут непременно одинаковые дороги. Необходимо считать ся с учреждениями, нравами и традициями отдельных стран. Мы не отрицаем, что существуют страны, как Америка, Англия, а возможно, и Голландия, в кото рых рабочие могут добиваться своей цели мирными средствами3. То, что это не случайно оброненные фразы, свидетельствует и другое выступление К. Маркса — на Лондонской конференции Интернационала 21 сентября 1871 г. «Мы долж ны заявить правительствам ,— подчеркивал он ,— мы знаем, что вы — вооружен ная сила, направленная против пролетариев; мы будем действовать против вас мирно там, где это окажется для нас возможным, оружием — когда это станет необходимым»4. В. И. Ленин обращал внимание на высказывания К. Маркса о возможности в определенных исторических условиях мирного развития револю ции, хотя и считал ее крайне редкой и в то же время крайне ценной. К. Маркс создал Международное Товарищество Рабочих на строго демокра тических началах. Будучи душой Интернационала, он, по свидетельству П. Ла- фарга, держался в тени, выдвигал вперед других. Маркс был нетерпим ко всему тому, что могло породить суеверное преклонение перед вождями, пресекал вся кие попытки создания его культа. «Из неприязни ко всякому культу личности, — отмечал М аркс,— я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и ко 1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 18, стр. 509. 2 Воспоминания о Марксе и Энгельсе. М., Госполитиздат, 1956, стр. 344. 3 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 18, стр. 154. 4 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 17, стр. 649. €
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2