Сибирские огни, 1964, № 9
Н ет для Шуры ч е л о в е к а вне труда. В о т, например, поп М и тька. Шуре он ка ж е т с я похожим на ворон а и вызывает у нее снисходительно-ироничное отноше ние. Или соседка М ымра, святоша и без дельница. Она ненавидит мать за то, что та «в цехе командует, ровно мужик» и з а то, что ей «больше в с ех надо». И Шу р а в свою очередь н ен авиди т Мымру, эту «ушиху», хотя тол ком не понимает, чего же маме надо «бол ьш е всех». Читая страницу за страницей бесхит ростный Шурин р асск аз, задумываешься вдруг о том, кто и как наделил эту де вочку умением радоваться добру и кра соте? Откуда в ней эта чистота, эта вос приимчивость к хорошему, светлому и активное неприятие дурного? И тогда иными глазами начинаеш ь смотреть на е е мать, Варвару И вановну. Верно, ей н еко гда «воспитывать» дочь: с утра до ве ч е р а на фабрике, в хлопотах и забо тах. Но разве не ее одержимость делом, бескомпромиссная требовательность к се бе и другим, разве не ее скромное муже ство и чувство ж ен ско го достоинства сд ел али Шуру такой, к а к а я она есть? А бабка Аграфена, вырастивш ая Вар вару точно родную дочь. А Ленка Дроз дова, непутевая тряпичница, Ленка, не пожелавшая, однако, стать покорной мужниной рабой, п ром енять фабрику на «кулацкое» счастье. И ли Юрка Мельни к о в , Шурин одноклассник, поддержав ший ее в трудный час. Или, наконец, Ва с я Жуглов с его преданной , чистой лю бовью . Рядом с этими людьми Шура рос л а , от них набиралась ум а и добра. Они е е семья, ее университеты. Писательница незам етно, исподволь подводит нас к «морали». Нет, не в оран жерейном тепле и ую те, а на стремнине ж и зни куются смолоду советские харак теры . Кто с детских л е т знает цену тру д у , кто понял, как не просто порой сто я т ь до конца ради п р ав ды , тот и потом не променяет свою ч е ст ь на уютное ме щ анское счастье. На см ен у Варваре Ива новне подрастает ее дочь: еще одним хо рошим человеком обогати тся наша земля. В . П о л у я н о в ПОЭТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ у к а ж и т е , разве в ам не хочется по- бродить возле м ал ен ькой говорли вой речушки, петляющей среди черему ховых и тальниковых зарослей , и полю боваться ее омутками, перекатами? Если л^очется, возьмите к н иж к у А. Куликова « Т р и дня из Андрейкиной ж и зни»1, со д е рж ащ ую повесть такого ж е названия и одинн адц ать рассказов, и вы вместе с ге ро ям и книги посидите ночью на берегу р е к и у костра и встретите рождение но вого дня, услышите, как поют старые в е тлы в пору цветения, у зн а е т е удиви те л ьны е вещи о родной природе. А . Куликов любит и хорош о знает при р о д у , чувствует сокровенную прелесть сибирской земли. Для городского маль чиш ки Андрейки, приехавшего на кани к у лы в деревню к бабушке, автор рас п ах н у л необъятную красоту летней при роды : гул сосновых лесов, журавлиные к р и ки , плывущие громады облаков, игру ночного неба, непролазные заро сли таль н и к а, воинственные петушиные вопли и д а л е к и е песни среди вечереющ их лугов, к о гд а закат золотит глаза и первый ту м ан осторожно курится н ад омутами. Всю эту красоту А. Куликов, как добрый х о зяи н , дарит своим юным читателям . Л иш ь человек, обладающий свежестью во сп ри яти я, может сказать, что идущий с отцом по ночному полю А ндрейка по чу в ство вал , как запахло конф етами . Отец о б ъ я сн и л ему, что «это совсем не конфе там и пахнет, а медом и что это цветет гр еч и х а. И показал А ндрейке на боль ш ое поле, наплывшее и з серебристого лунно го марева». А вот начинается д ож д ь: « ...З а высокими к у стам и на реке что-то зашуршало. Шорох приближался к ом утку. Зеркальная поверхность его зап узы рилдсь, будто кто кинул в воду много мелкой дроби. П у зы р ьки возника ли и лопались. И от этого ш ел по реке и ом у тк у чуть слышный тр е ск » . П рирода у А. Куликова не пассивна. Это не только пейзаж, с непостижным многообразием красок, зв у к о в и запахов; не только объект любования и восхище н ия. Природа здесь вся в движении, в действии. Решительно ничего нет за сты вш его в природе А. Куликова. Тихим л етн им вечером плывут зап ахи леса, т р а в , тянет дымкой от печей во дворах; н ебо непрерывно меняет за к а тны е полу тон а. Из-за старых ветел поднимается к р а с н а я луна и плывет над березовой ро щ ей . По дороге движутся длинны е тени. В лунном небе пролетают невидимые ут ки и падают на плес. П оказаны только три д н я Андрейки ной жи зни , три шага по огромной дороге в неведомое, но сколько нового и удиви тельного дает мальчику к аж ды й его шаг! В п ервы й день перед А ндрейкиным взо ром открывается море, со зданное люд ским трудом, — Обское м ор е. В разгово р е с попутчиком он узнает о том, чего р ан ьш е не знал, узнает множество жи тей ски х вещей, созданных трудом чело ве к а . Во второй день А ндрейка помогает взр о слы м на уборке к укуру зы . Мальчик п ер вы й раз видит кукурузное поле. В ее 1 А. К у л и к о в . Три дня из Андрейкиной ж и зн и . Новосибирск, кн. изд., 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2