Сибирские огни, 1964, № 9
'Хшт.оюзт \ие А. К о г а н ОДИН Р А С С К А З Ю рий Нагибин —- писатель, широко у нас известный. Его перо уверен но, пейзажи заманчивы , эпитеты точны. И все же — буду откровенен — читая один за другим р ас ск азы Нагибина, осо бенно его так н азы ваемы е «охотничьи» вещ и , я не мог в р яд е случаев отделать с я от ощущения н екоторой необязатель ности их для себя, д л я того, чем живешь, о чем думаешь сегодня. Может'быть, это — не столько вина писателя, сколько м оя, читательская б ед а, результат неко торой душевной односторонности, что ли. Я не охотник; бол ее того, признаюсь, мне в'сегда была и о стае тся чем-то непри я тн а страсть к истреблению живого во имя спортивного а з а р т а ; это то, что де л ает для меня таким мучительным даже чтение иных рассказов М. Пришвина. А в ряде вещей этого ж е плана, написан ных в последнее в р ем я Ю. Нагибиным, Ю. Трифоновым и некоторыми другими, меня удивляла и к ак ая-то , я бы сказал, сознательная отрешенность не только ге роев, но и авторов от больших бурь и ветров века... Ощущение это — быть мо ж ет, не вполне справедливое, не мне су дить, — не покидало м еня вначале и при чтении последнего сборника рассказов Ю. Нагибина1. Но вот — «Погоня», небольшой рас с к аз, написанный на том же, казалось бы, навсегда чуждом мне материале. От- * Ю. Н а г и б и н . П о го н я. Рассказы. ЛЦ «Со- зетский писатель», 1964. ч его же, в таком случае, с 1такой пронзи тельной силой ударила по сердцу неза д а ч л и в а я судьба искалеченного войной е г е р я Анатолия Ивановича, человека, ко торы й ведь не просто за браконьером по гн ал ся , покинув вверенных его попече нию генералов,— погнался потому, что не хотел никаких сделок с совестью, ни к а к и х скидок на свою инвалидность: ска з а л он начальнику, не веривш ем у в его пригодность к егерской служ б е, что если в с тр ети т браконьера — о тб ер ет цевье от р у ж ь я ,— значит, должен отобрать, чего бы это ему ни стоило, — погнался, и до г н ал , пройдя восемнадцать километров н а костылях, и поймал, рискнул жизнью. А потом, вместо благодарности от на ч а л ьн и к а, получил плевок в физионо мию : цевье от ружья о тд ае тся браконье р у , Анатолию Ивановичу д елается выго вор , чтобы тот не ри сковал казенным имуществом , и даже отпущ енный бра к он ьер с некоторым удивлением говорит: «В о т какой оборот, Толичка!». Ч ем волнует читателя э т а история и к ак о го рода уроки он и з н ее извлечет? Говорю: читателя, ибо я очень рад, что э т а история взволновала не меня одного. В архиве одной газеты приш лось позна коми ться с одним из таки х читательских о ткликов — письмом у чи т ел я А. Комис- сарюва из Тульской области . Со страниц пи сьм а глядит на нас не некий мифиче ский «средний» читатель, от имени кото ро го мы, критики, так часто и безапелля ционно вещаем, а тот ж и в ой человек, к голосу которого нам сл едовало бы преж де всего почаще прислушиваться. И по ск ол ьк у это письмо в конц е концов так и не появилось на страниц ах газеты,— мне хочется, в решительное нарушение всех критических традиций и обычаев, процитировать его: «От этого рассказа я получил столь ко удовольствия, сколько не получал от иных романов. Не только при чтении 20 стр аниц рассказа до самой не предуга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2