Сибирские огни, 1964, № 9

«Дом» Тейтеля бы л той идейной сре­ дой, которая во многом питала творче­ ство жившей в уединенной Сосновке пи­ сательницы Александры Востром. От С. Скитальца А л ексей Толстой в 1897 году впервые узнал о необыкновенном писателе и человеке — Горьком. Сам Скиталец, впоследствии видный «знанье- вец», был в определенной степени пи­ томцем Тейтеля. Это Я к о в Львович, про­ слыш ав о сыне с т о л я р а из села Обша- ровки, который «хорош о пишет стихи», заинтересовался им. И недолго думая, увез юношу с собой, поды скал ему рабо­ ту и ввел в редакцию «Самарской газе­ ты», откуда и пошла писательская доро­ га С. Скитальца. С 1899 года н ачин ается период упор­ ных и регулярных литературных попы­ ток шестнадцатилетнего А. Толстого. Мы не знаем подробностей его посещений тейтелевского «клуба» в это время. Из­ вестно лишь, что ю нош а общался и с близкими «дому» Т ей т е л я литератора­ ми — С. Скитальцем и Гариным-Михай­ ловским. Именно за в се гд атаи тейтелев­ ского «клуба» и были первыми писате­ лями , которых зн ал в своей жизни А . Толстой. О круге его интересов и взглядах, складывавшихся в С ам аре, можно су­ дить прежде всего по тогдашним произ­ ведениям. Наиболее подражательной и условной бы л а интимная лирика шестнадцатилет­ него юноши. Вместе с тем в его стихах той поры уже начинают звучать граж­ данские мотивы. Г ерой стихотворения «Нищий» доходит в своем монологе до прямого обличения бога: «Неверно ты со здал родимый наш к р ай , где бедный страдает, богатому ж рай !». В стихотворной п ь еск е «Сон реалиста» заявл яет о себе сатирическое дарование будущего писателя. З д е с ь представлено целое скопище чиновников от педагоги­ ки. Один из них в сновидении реалиста явл яется перед своими юными питомца­ ми «в жилете из человеческой кожи, вме­ сто пуговиц — оторванны е уши учени­ ков». Второй — добродушный вымога­ тел ь взяток. Третий распевает такие куплеты : Мне директор д ал приказ, Чтоб не сделал я из вас Вредных царству анархистов Или церкви атеистов. Это —• уже не д е р зк и й «капустник», а элементы сатиры н а систему обучения по принципу «много будете вы знать, мне за вас же отвечать» (ИМЛИ, инв. № 3/3). В тогдашнем н аб ро ск е об эволюции религии А. Толстой у тверж д ает, что «ре­ ли гия .сойдет со сцены совершенно, так к а к она основана н а неравноправии» (ИМЛИ , инв. № 3/3). Временами юноша испытывает и неопределенные порывы к практическому действию. Осенью 1899 го д а он замышляет ехать в Трансвааль. «С л а в а богу, что про Т р ан с в аа л ь забыл, а то на днях он объявил, что хочет ехать ту д а, сражаться с англичанами за неза­ ви симость буров и что и з Петербурга не­ ск ол ьк о гимназистов уех ал о с этой це­ л ью ...» (А. Л. Толстая — А . А. Востро­ м у , 4 октября 1899 года). В 1900 году вм есте с реалистами-старшеклассниками Толстой участвует в революционной пер­ вом айской сходке за Волгой... Н аконец, в его рассказах и в повести «Ж и зн ь » (1899—1900 гг.) «особенно п ро явл яется тяготение юноши к реали­ стической манере письма» (Ю. А. Кре- стинский. «А. Н. Толстой. Ж и зн ь и твор­ ч ество» , М., 1960, стр. 23). Н е без воздействия демократического о к руж ени я писательницы-матери и скла­ ды вал о сь то здоровое жизнелюбие, та реалистичность взгляда молодого А. Тол­ стого, которые видны д аж е сквозь ми­ стический туман ряда его произведений последующей поры. П и сатель не оправ­ д а л надежд тех, кто считал его «восхо­ дивш ей звездой» модернизма. Это было, к а к уж е подчеркивалось, итогом всего идейного развития Толстого. Но именно в это время убеждения, литературные привязанности «самарского круга» не раз пред ставали перед внутренней критикой молодого писателя, то ниспровергавшей их, то многое принимавшей заново. Этот внутренний спор запечатлен и в пи сьм ах А. Толстого, найденны х теперь в Куйбышеве. По-Еидимому, во вто­ рой половине 1907 года он писал от­ чиму: «...Т еп ерь у нас диаметрально проти­ воположные исходные точки зрения. Ты н атур али ст, я все сильнее укореняюсь в м и стике, в тайне слова... Двуликим пред­ с т а л передо мной человек, одно лицо его повседневное, что видим на всех, серая п ом ятая маска ничтожества, а другой — божественный лик, сияющий солнечной красотой ...» . ' И так, в сравнении с этим «яснови­ дени ем » предшествующая умственная ж и зн ь самого А. Толстого, блуждание в п отемках, ошибка, которая перечеркнута с легкостью . Но надолго ли ? В недати­ рованном письме А.. А. Вострому, отно­ сящ ем с я к середине 1908 года, читаем: «Е сл и бы ты знал ту огромную пе­ р ем ен у во всей моей жизни, которая про­ и зош л а за весь этот год, совершенно пе­ р ев ер н у в мое мировоззрение, этику, от­ нош ени е к людям и к ж и зн и ... Я знаю, к а к тяж ело было тебе и м ам е видеть, к а к труды их по созданию моей лично­ сти разлетелись как пыль... Но ведь это то л ь ко кажущееся. Прошло пять лет, и вот год тому назад я зач е р кн у л эти пять л е т и стал продолжать то, что вы созда-. ли и на чем произошла о стан о вк а 5 лет том у назад...» 1 9 0 8 год — начало р аб о ты Толстого н ад сборником «Сорочьих ск а зо к» , в ко­ торы х , по собственным сл о в ам , он «пы­ 12 . «Сибирские огни» № 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2