Сибирские огни, 1964, № 9
Н. Г. Г а р и н -М и х а й л о в с к и й с женой. Н а обороте снимка— надпись; «Глубокоуваж аем ом у м и л о м у и дорогому Вла димиру И с а е в и ч у (?) Тейтелю о т и с к р е н н е любящего Н. М и х а й л о в с к о г о . 12 февраля 1902 г. г . Сам ара». Публи куется впервые. чатном орган е, чем держать это хлопот ное и небезопасное дело у себя в руках. Впрочем, брожение в среде б у рж у а з но-либеральной и демократической ин теллигенции вокруг покупки «С амарской газеты» не прошло бесследно. К огд а ее приобрели молодой купец «с тя го й к культуре» С. И. Костерин и в л а д е л ец типографии кандидат С.-Петербургского университета Н. А. Жданов, сами неспо собные вести газету, «кружку» Т ей тел я было уже кого порекомендовать им. Р е дактором с т ал Ашешов. Дальнейшая судьба «Самарской г а зе ты» известна. «Бульварный листок Но викова под редакцией Ашешова стан о вится органом либеральной бурж у азии , только что начинавшей тогда о р ган и зо ванно вступ ать в общественно-политиче скую жи знь. Но при малой дифференци рованное™ русского общества того в р е мени «С ам ар ск ая газета», естественно, объединяла все местные оппозиционные элементы, вклю чая и радикально-рево люционные» (И. Груздев «Литературная бурса М. Горького». «Новый мир», 1928, № 4, стр. 147). В число видн ей ших провинциальных органов стр аны в особенности выдвинула «Самарскую газету» бое в а я и яркая публицистика А . М. Горького, ко торы й уж е в годы «литературной бурсы» избирал иной путь, чем его неизменный и заботливый наставник , того периода В. Г. К о р о ленко. Оставаясь местом д и с куссий и литературных в е черов, «клуб» Тейтеля сы г р а л заметную роль в ж и з ни многих писателей. Как видно уже из о ч е р ков «В сутолоке провин циальной жизни» (1900 г.), зд ес ь возникли замы слы некоторых произведений Гарина-Михайловского. В 1 9 0 4 году один из та ки х сл у ч аев мелькал д аж е в бурной печатной п ол ем и к е, связанной с «Д еревен ской драмой» Н. Г арин а. Э ту пьесу, посвященную бесправию крестьянства в условиях «общины», либе- рально-народническая к р и ти к а оценила как «о к рош к у » из «Власти тьмы » Л . Толстого. Под видом «беспристрастного» р а з бор а художественной ф о р мы с писателем сводили партийные счеты. « ...В «Деревенской д р а м е » ,— отвечал Гарин-Ми- хайловский,— весь сю ж ет полностью взят мною и з действительной ж и з н и . Рассказал его мне судебный с л е д о ватель Я. Л . Т ей тель; дело происходи ло в нескольких верстах от моего им е ния... Цель м оей драмы — показать ту почву, на ко торой вырастают все э ти ужасы... Эта почва — община, г р а б я щая друг дру га, вдов, сирот... Н ищ ая, обездоленная, лиш енная и озлобленная община» («С.-Петербургские ведомо сти», 1904, № 191). Как отмечает исследователь Е. Ч и ри - кова, в «идейно-творческом росте п и са теля большое зн ачение имело его п р ебы вание в Самаре в середине 90-х годов. В Самаре Чириков входит в круг п ер е д о вой интеллигенции, находит нужную, по лезную и интересную для себя л и т е р а турную среду. Он сотрудничает в « С а марской газете», а затем в «Самарском вестнике», в о к р у г которого группирова лись в то в р ем я марксисты. Именно с этого момента ...начал ся тот перелом во взглядах, которы й привел его вскоре к критической оц енке народничества» (Е. Н. Чириков. «Повести и рассказы», М., 1961. В ступительная статья Е. М. Сахаровой, стр. 7).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2