Сибирские огни, 1964, № 9
т е л я в самарский «дискуссионный клуб», где «царила безграничная свобода сло в а » (Горький). В середине 90-х годов среди посетите лей «клуба» стало больш е ссыльных марксистов, часть из которых попала в С ам ару после освобождения из тюрем. С ам Тейтель называет проводимые у не го вечера то журфиксами, то ассамблея ми и не обозначает точного рубежа, с какого во многом и зм ени л ся их харак тер. Но пишет, что вн а ч а л е «объединя ющим центром» на многих вечерах был либеральный председатель самарского окружного суда В. И. Анненков; позже таким «объединяющим центром» стал Гарин-Михайловский, у ж е симпатизи ровавший марксистам. Примечательным собы тием существо вания тейтелевского « к лу б а» (еще в прежнем качестве) я в л яю т с я посещения его В. И. Лениным в п ери од пребывания в Самаре (1889—1893 гг.). Вскоре после Отечественной войны Константин Симо нов, вернувшийся из п о езд к и в Америку, привез с собой папку с объемистой ру кописью . Это были м ем у ары , которые п ер едал а ему дочь бы вш его председате л я самарского окружного суда М. В. Анненкова. Извлечения и з них впервые опубликованы исследователем начала ре волюционной деятельности В. И. Лени н а — Г. Е. Хвитом. Сын известного дек абри ста, пригово ренного к сибирской к ато р ге , В. И. Ан ненков провел юношеские годы в То больске, среди ссыльных дворянских ре волюционеров. «Молодые люди, посещав ш и е дом Тейтеля,— пиш ет М. В. Аннен к о в а ,— с интересом сл уш али рассказы о т ц а о декабристах и Сибири... Был дру гой молодой человек, посещавший дом Т ей тел я, который с глубочайшим инте ресом относился к истории восстания де кабристов и с которым отец вел долгие беседы... (выделенные курсивом слова в рукописи зачеркнуты. — Ю . О.)... Он •был не особенно большого роста, все ч ер ты его лица носили отпечаток не толь к о обширного ума, но и непреклонной энергии . Он в то время бы л помощником присяжного поверенного адвоката Хар д и н а . Его имя было Владимир Ильич У льянов...» (М. В. А нненкова. «Пусть до гор ает свеча», рукописный фонд Гос. Литературного музея). О посещениях своего самарского « к л у б а» молодым Владимиром Ильичем вспоминает и сам Я. Л . Тейтель, отме ч а я , что В. И. Ленин «лю бил прислуши в а ть ся к спорам» («И з моей жизни за со р о к лет», издательство Я. Поволоцкой и К°, 1925, стр. 41— 42). Начиная с 1894 года, «ассамблеи» от личали сь временами больш ой идейной насыщенностью. Всем очевидцам запом нились происходившие ту т ожесточенные споры марксистов с народниками, вроде — схва!гки сотрудников «Самарского ве- етника»^ с приезжим народническим эко номистом В. В. (Воронцовым), автором кни ги «Судьба капитализма в России». Способствовали остроте идейных дис к у ссий и вновь прибывавшие в Самару ссы л ьны е. Как город не университетский и сравнительно удаленный от столицы, прави тельство превратило Самару не то л ь к о в место политической опалы. Это бы л и перевалочный пункт, где более оп асны е «государственные преступни к и » , «возвращавшиеся из Сибири, по от бы тии наказания, задерживались... на п р едм ет проверки их благонадежности... И т а к как состав интеллигенции в Сама р е часто менялся и политические ссыль ны е, возвращаясь из Сибири, останавли в а л и с ь в Самаре, то поводов дл я вечеров бы ло достаточно» (Я. Л. Т ей тель. «Из м о ей жизни за сорок лет», стр. 41, 45). Т ак и е публичные вечера по звол яли рево люционным марксистам ак ти вн о и широ ко пропагандировать свои взгл яды . Сомнения в авторитете записны х на роднических ораторов испы ты вали даже их недавние единомышленники. Под воз дей стви ем таких диспутов намечается и определенный поворот во в зг л я д а х Алек сан д ры Леонтьевны. У писательницы о б о стр яется критическое отнош ение к на родничеству. Именно в 1 8 9 4 — 1895 гг., то ес ть уж е на одном из п ервы х этапов публичны х идейных схваток марксистов с народниками в тейтелевском «клубе», в дн евниках Александры Л еонтьевны по яв л яю т с я отрицательные оц ен ки некото ры х р ан ее непререкаемых д л я нее народ нических догм, и она начинает штудиро в а ть марксистскую литературу. В част ности , залпом прочитывает вышедшую в я н в а р е 1895 года книгу Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического в зг л я д а на историю» (Тетрадь А. Л. Тол стой. дневниковая запись от 2 8 октября 1 8 9 5 г.). В доме Тейтеля велись дискуссии не то л ь ко по насущным вопросам политиче ской жизни. По-прежному это был и «культурно-просветительный» и литера ту рны й клуб. Р е д к и е личные качества д е л ал и судеб ного следователя своим человеком среди п ередовы х писателей. Еще в конце 70-х годов с ним сдружился Г. И. Успенский, ж ивш ий в то время в селе Сколково, под С ам арой . Друзьями Якова Л ьвович а бы ли и большинство литераторов, посещав ших его «клуб». Много л ет спустя, уже в 1 9 1 6 году, Горький, п осы лая Тейтелю свои сочинения, сделал надписи на мно гих томах. Одна из них: «С тары м друзь ям в благодарность за хорошие дни, про вед енны е в Самаре». Больной А. П. Че хов в октябре 1903 года при гл аш ает его д л я знакомства на ялтинскую д ачу и пи ш ет затем жене, что у него только что был «знаменитый Тейтель» (А. П. Че хов Полное собрание сочинений и пи сем , М ., 1951, т. XX, стр. 144). Знали его идеолог народничества, публицист и ли тературны й критик Н. К. Михайлов ский, Шолом-Алейхем и многие другие. Не все эти отношения за в яза л и с ь в одн»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2