Сибирские огни, 1964, № 9

в Москве — в квартиру доктора хим и ч е­ ских наук Р . В. Тейс. И вот тут м еня ждал сюрприз. Специалист по новейш ей отрасли химии — «доктор изотопов» Р у ­ фина Владимировна оказалась о б л а д а ­ тельницей единственной в своем роде коллекции старинных фотографий. Со­ державшиеся в ней снимки (в под авл яю ­ щем большинстве до сих пор н еи зв ес т­ ные) не то л ь к о характеризуют дом Тей- А. Н. Х а р д и н в н а ч а ле 90-х годов. П у б л и ­ к у е т с я впервые. теля конца прошлого века, тогдашнюю общественно-литературную среду, но часть фотографий и прямо дополняет не­ давнюю куйбышевскую находку — ар ­ хив А. Н. Толстого. Руфина Владимировна, невысокая се­ дая ж енщина, голубые глаза которой так и светились добротой и отзывчивостью, сообщила, что где-то у'ней должны быть («вероятно, любопытные для н ас...» ) альбомы, доставш иеся ей от о тц а — страстного фотолюбителя. Можете п р ед ­ ставить, с к аким интересом час сп у стя я листал и р азгл я ды в а л доверху наби ты е снимками альбомы в старинных б а р х а т ­ ных и саф ь ян о вы х переплетах... Первое, что бросилось в глаза, были снимки А л е к с е я Николаевича Толстого. На одном будущий писатель и зобр аж ен с матерью и отчимом, держащим на ру­ ках маленькую приемную дочь Ш у р у — А. А. П ервикову . Другие снимки — ранние: Алеша с книгой; 10—12-летний мальчик с м атерью ... Два портрета самой Александры Л еон тьевны (конца 80-х — начала 90-х годов). На страницах альбомов развертывает­ ся «фотолетопись» чуть ли не всей ж и з ­ ни Я. Л. Т ей тел я. С расцвета его д е я ­ тельности в С ам а р е 90-х годов до вр ем е­ ни, когда он, у ж е дряхлым стариком, сидя в качалке, раздумывает о прож и ­ том... Из самарского окружения Тейтеля — много фотографий писателя Евг. Чири- кова, известного последующим активным сотрудничеством в горьковском издатель­ стве «Знание». В середине 90-х годов Е. Н. Чириков р або тал сначала в «С а ­ марской газете», а затем — в обновлен­ ном марксистами «Самарском вестнике» и, как показывают жандармские дон есе­ ния, находился под надзором полиции (Гос. архив Куйбышевской области, ф. 465, д. 775). Из других посетителей тейтелевского «клуба» в С ам ар е оригинально представ­ лен А. Н. Х ардин —- присяжный п о в е­ ренный окружного суда, у которого со ­ стоял помощником молодой В. И. Л енин. На одном из снимков начала 90-х годов Андрей Николаевич изображен за ш ах ­ матной доской, наедине разбирающим окончание какой-то партии. По свидетельству современников, В. И . Ленин «любил бы вать у Хардина», с к о ­ торым находился «в близких отношени­ ях» («Молодые годы В. И. Ленина», и з ­ дательство ЦК ВЛКСМ «Молодая г в а р ­ дия», 1958, стр . 398). Хардин знал, что Владимир И льич «приписывался к а д в о ­ катскому сословию не ради занятий а д ­ вокатурой, а просто, чтобы иметь в о з­ можность л егал ьно го , в глазах властей , существования» (там же, стр. 406). С в я ­ зывала сослуживцев и общая страсть— шахматы. «...В то в р е м я ,— вспоминает Д. И . Ульянов, — Владим ир Ильич больш е чем когда-нибудь увлекался шахматами. Он играл гл авным образом с Хардиным, но также и с другими самарскими ш ах ­ матистами. Б ы л организован турнир с участием 8 — 10 человек... В первой к а ­ тегории (разделе) был один Хардин, во второй — Владим ир Ильич... Победите­ лем турнира выш ел Владимир И льич» (там же, стр. 4 1 1 ). Не в такие ли дни «шахматных боев» ц был сделан снимок, который, н аряду с другими неизвестны­ ми «альбомными» фотографиями А. Н . Хардина, с ин тересом встретили в одном из фондовых х р ан и л ищ Института м а р к ­ сизма-ленинизма.. . Многие д р у ги е фотографии как буд то забытых ныне людей очень важны д л я историка и литературоведа. П риведу пример. Под воздействием революцион­ ной работы В. И. Ленина в 1 8 8 9 — 1893 гг. С ам ар а, по словам современни­ ка, становится «одним из провинциаль­ ных штабов м ар к си зм а» . А вскоре т у т возникает св о еоб р азн о е в истории ж у р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2