Сибирские огни, 1964, № 9
хайловекий принимает участие в суд ьб е некоторых п ь ес Александры Л еон тьев ны, введя ее в петербургскую т е а т р а л ь ную среду... Любопытно, что отнош ения писательницы-матери с Гариным з а т р о нули и А. Толстого. «В «Мире Б ож ь ем » есть очень хор ош ая статья М ихайлов ского « Б у р л а к и » ...» — откликается д в е надцатилетний Алеш а на только что з а вязавшееся знакомство (матери, и з Сос- Я. Л. Т е й т е л ь в к о н ц е 80-х начале 90-х г о д о в . П у б л и к у е т с я впервые. новки, 31 я н в а р я 1895 года). И у в л е ч е н но пересказывает прочитанное. О п о зд нейших ли чны х встречах А. Толстого с Гариным-Михайловским, к сожалению , есть лишь ск упы е и мало что дающ и е упоминания. Имя Т ей т ел я возникает в м атери ал ах архива Толстого не только в связи с Г а риным-Михайловским. Читая семейную переписку, я постоянно видел, как к э то му человеку тян у т ся десятки нитей, к а к он вмешивается в ход событий. Обратившись к известным — и д о вольно многочисленным — свидетельст вам современников об этом любопытном человеке и р о л и его «клуба» в о бщ ест венно-литературной жизни Самары 90 -х годов, я с р а зу ж е встретился с с е р ь е з ными затруднениями . «Клуб» Т ей т ел я оказался я вл ен и ем сложным, противоре чивым и вдобавок неизученным. Обобщающие оценки деятельности тейтелевского « к лу б а» , завсегдатаями которого были многие писатели, в том числе и А. М. Горький , сплошь и р ядом требовали дополнительных материалов. Их поисками и приш лось заняться. Провинциальная жизнь начала 9 0 -х годов, широкое разви ти е либерально-на- роднического н ап р авл ени я естественно выдвинули такую фигуру, как Я. Л. Т ей тель. При немногочисленности радикаль ной интеллигенции в тогдашних губерн ских центрах, п р и ее начавшейся р е з кой политической дифференциации (ког да в освободительном движении марксизм утверждал себя в борьбе с враждебными ему идейными течениями, но во многих головах еще господствовали народниче ские умонастроения) — в эту пору т а к и е люди могли о к а зы в а т ь с я в центре общ е ственно-политической жизни. Я. Л. Тейтель — добрейшая душа, н е исправимый у топи ст и человеколюбец — как бы олицетворял собой до поры д о времени потребность в обмене мнениями передовой разночинной интеллигенции тогдашней С ам ары . Глухая мещанско- полицейская ночь, лежавш ая за окнами квартиры Т ей теля, приводила сюда оч ен ь разных, нередко идейно враждебных друг другу лю дей . Дом «веселого п р а ведника» стал у зловым перекрестком жизненных и ли тер атурны х дорог. З д ес ь звучали речи народников, марксистов, либералов, тол стовц ев, тут спорили о по литике и искусстве, здесь рождались т е мы статей, пьес и рассказов, тут не о д нажды затевались смелые предприятия, многим из ко торы х не суждено было о су ществиться.,. По внутренней потребности уважения и доверия к лю д ям , по' самозабвенности, с какой этот интеллигент-пролетарий всегда жил дл я дру гих, Я. Л. Т ейтель был как бы ч ело веком будущего. Но ли ч ные качества « в есело го праведника» н а ходились в вопиющ ем противоречии с его пониманием путей преобразования жизни. Его р асп лы вч аты е политические взгляды в сущ ности мало чем отлича лись от либерально-народнических. Н е приемля революционной борьбы, путем которой только и можно достичь подлин но человеческих отношений между лю дь ми, такие эн ту зи асты , как Тейтель, су ществуют, по сл о в ам Горького, «на тем ном фоне ж естоких социальных отноше ний... вопреки зд р ав ом у смыслу, бы ти е этих людей соверш енно ничем не оправ дано, кроме их воли быть такими, к ак о вы они есть». В той ж е Самаре н ач ал а 90-х годов была у ж е предопределена гл у бокая жизненная д р ам а этого человека... Новая «цепочка» поисков, встреч, з н а комств с людьми завязывается иногда внезапно. В московском архиве А. М. Горького среди м ало го числа сохранив шейся переписки Т ей тел я с писателем меня остановило старо е, начала 20-х го дов, письмецо и з С ам ары . Писала н ек ая Ф. Хорош — п л ем ян н и ц а Якова Львови
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2