Сибирские огни, 1964, № 9

последним человеком, который видел А. А. Т ауб е. У изголовья умирающ его красного ген ер ал а 12 января 1 9 1 9 года Чепалов н апи сал огрызком карандаш а на клочке тетрадного листа письмо-завеща­ ние: «Мы п ереж иваем великий и страш ны й момент ж и зн и человеческой, когда лом а­ ются самы е основы экономической жи зни и создается фундамент для будущего бла­ га человечества, для будущей счастливой жизни... М ож ет быть нам не п рид ется наблюдать и пользоваться благами этого строительства, возможно, что мы сгорим а огне, п ер еходя разрушения и со зи д а­ тельные н ач ал а , но зато будущие з а н а ­ ми поколения не будут знать той б е зум ­ ной социальной несправедливости и н е­ равенства, к о торы е уродовали н аш у жизнь. И дл я бл ага будущего не ж а л к о и сгореть, погибнуть в момент социалисти­ ческой революции и своим трудом п од ви ­ нуть ближе к ж еланной цели угнетенное человечество». Наш народ никогда не забудет гер о е в , умевших так ж и т ь и погибать] Вспоминая о тех, кто за в о е в а л свободу, всегда бу д у т называть и им я сибирского красного ге­ нерала — А л ек сан д р а Александровича Таубе. В. ПОЗНАНСК кандидат исторических на ук. ЮДО------ М А Г А З И Н « С И Б И Р С К А Я Л И Р А » Под таким звучным назва­ нием в н ачал е XX века от­ крылся в Тюмени музыкаль­ ный магазин. Вскоре он пре­ вратился в своего рода клуб, объединивший любите лей игры на гитаре. В лад елец м а га з и н а Алек­ сей М а к с и м о в и ч Афромеев, сам б о л ь ш о й зн а т о к музы­ ки и т а л а н т л и в ы й гитарист, был с т р а с т н ы м пропаганди­ стом г и т а р ы . Он издал по­ собие « З а о ч н ы е уроки на сем и стр у н н о й ги таре», вел п ер еп и ску с м узы кантами Москвы, У р а л а и Сибири, а особенно п р о ч н у ю связь установил с и звестн ы м мо­ сковским ги т а р и с т о м В. А. Р у сан о вы м , выпускавш им еж ем еся ч н ы й литературно­ м у зы к ал ь н ы й ж у р н ал «Ги­ тарист», и з д а н и е которого в п о с л е д с т в и и перешло в р у ­ к и А . М. А ф ром еева под н о­ в ы м н а з в а н и е м «Музыка ги ­ т а р и с т а » . Т ю м е н с к и й музыкальный ж у р н а л А ф ром еева был не т о л ь к о единственны м в Р ос­ си и сп ец и ал ь н ы м органом г и т а р и с т о в , но такж е и един­ с т в е н н ы м общ емузык а л ь- н ы м ж у р н а л о м в провинции. М у з ы к а л ь н о - просветитель­ с к а я д е я те л ь н о с ть его бы ла о ч е н ь полезн ой . Журнал п р о п а г а н д и р о в а л русскую н а р о д н у ю песню , русскую и з а р у б е ж н у ю классическую м у з ы к у . В разделах «Музы­ к а л ь н о е обозрение» и «Му­ з ы к а л ь н а я ж изнь» освеща~ л и с ь п о ч т и все события в м у з ы к а л ь н о м мире. Печата­ л и с ь с т а т ь и о жизни и твор­ ч е с т в е кори ф еев музыки: Г л и н к и , Римского-Корсако­ ва, Б а л а к и р е в а , Даргомыж­ с к о г о , И пполитова-И ванова. М о ц а р т а , Бетховена и м н о ­ г и х други х. П р о д аж а и р а с п р о с т р а н е ­ н и е к а к номеров ж у р н а л а , т а к и приложений к н и м — о т д е л ь н о изданных м у з ы ­ к а л ь н ы х произведений д л я ги т а р ы : вальсы М о ц а р т а , Б е т х о в е н а , Гуно, о тр ы в к и и з о п е р , а такж е и р у сск и е п е ­ с н и , вел и сь через м а г а з и н « С и б и р с к ая лира», зд е с ь ж е п р и н и м ал ас ь и п о д п и ска н а ж у р н а л . В 1911 году А. М. А ф р о м е е в вместо «М у зы к и ги т а р и с т а » начал и з д а в а т ь н о в ы й журнал — « А к к о р д — вест н и к гитары и д р у г и х н а р о д н ы х инструм ентов». М узы кальны й м аг а з и н « С и б и р с к ая лира» и ж у р н а ­ л ы в Тюмени сыграли б о л ь ­ ш у ю р оль в повыш ении м у ­ з ы к а л ь н о й культуры с и б и ­ р я к о в . Л. Рощевская.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2