Сибирские огни, 1964, № 9

другой стране. Но ведь в монгольском х у д о н е совсем недавно поч ти не было по­ стоянных населенных пунктов. Конечно, не в с е гладко идет у м онгольского арата, вступившего на коопера­ тивный путь. Не х в а т а е т воды, мало за го т о в л я ет ся кормов, больш ая нужда в спе­ циалистах, некоторы е объединения еще о ч ен ь слабы экономически. Но под руко­ водством Народно-революционной партии крестьянство уверенно преодолевает трудности. Худон твердо вступил на новую , социалистическую доро гу. К концу п о е зд к и по Хэнтэю мы п о бы вал и на руднике. Надо с к а за т ь , что зем­ ные недра этого богатого края еще слабо р азв ед аны и совсем м ало используются. Однако некоторые полезны е ископаемые добываются. Бэрхинский рудник, на котором мы были, д а е т флюорит, или п л ав и ко вы й шпат,— ценное сы р ье для ме­ таллургической промышленности. Пока ф лю о ри т — одна из статей монгольского экспорта, а в б у д ущ ем и сама Монголия буд ет иметь металлургию. Мы встретились с рабочими. Их би о гр аф ии просты и похожи одна на дру­ гую. В недалеком прошлом это скотоводы. В зять, к примеру, А ю ш а — лучшего рационализатора рудн и к а. День, когда он с т а л рабочим,— это р у б еж , на котором круто изменилась в с я жизнь паренька. М а сте р привел тогда А юш а в насосную и определил учеником электрика. — Растерялся я в тот день, — вспомин ает Аюш, — мне в е л е л и остановить машину, а как э то сделать, не знаю. С п ро си ть стыдно, засмеют. С н я л я с себя ватник и прижал им маховик. Ударило п ар н я , конечно, больно, но ещ е больнее ему было в и д е ть свою бес­ помощность, н еум ени е, незнание. — Наши о тцы любили повторять, — говорит Аюш, — что к а к ни велика гора, не отступай, пойдешь — перейдешь. К ак ни велика работа, не отступайся, начнешь делать — сделаеш ь. Сжал я то гд а зубы и решил — добью сь своего, все изучу... Прошло пять л е т , и ту самую машину, которая «дралась», А ю ш переделал по-своему, автом атизировал. Раньше в н асосной работало три ч е л о в е к а , теперь один. Шахта сэкон ом и ла на этом 30 ты сяч тугриков. За последние годы много таких вот м олоды х людей пришло н а предприятия народной Монголии. Они стали горняками, строителями, железнодорожниками, обувщиками. Круто и нелегко менялась и х ж и зн ь. Сыны аратов и сам и араты ста­ новились рабочими. Р ож д ал ся рабочий к л а с с Монголии. В Хэнтэйском айм ак е, как и в любом р ай он е Монголии, видны плоды плодо­ творного экономического сотрудничества социалистических стран. В Ундурхане при помощи Советского Союза построена м ел ьн и ц а, оснащенная новейш им обору­ дованием. Болгарские и венгерские специалисты вместе с аратами с т р о я т колод­ цы , другие гидросооружения. Китайские р аб очи е помогают в строи тел ьстве жи­ лых домов. ...Наша поездка близилась к концу. Б о л е е двух тысяч километров показывал спидометр, когда м ы повернули обратно. У ех ал и из Улан-Батора осенью , а воз­ вращались зимой. Снежные струи хлестали по стеклам автом ашины , становились гущ е и гуще. Наконец, все и сч езло в сплошном белом х а о с е . Мы сбились с пути. Говорят, что в такую погоду не м удрен о и погибнуть в бескрайних монгольских степ ях . Плутая по степи, наша м аш и н а вылетела на зам е р зш е е озеро и закрутилась волчком на чистом льду. Потом несколько раз мы н аты к ал и сь на рассыпавшиеся скалы- останцы. Но капризы монгольской природы неисчислимы . Вдруг р азом утих ветер, выглянули яркие, крупны е, точно нарисованные, монгольские звезды . При их хо­ лодном свете н аш л ась дорога. Крепчал м о р о з, начинались знаменитые «есы ес» — девять девяток д н ей больших холодов. Т ем более, что шла первая трой к а есов, когда «у трехлетнего бы ка рога отмерзают», к ак шутят монголы... Через несколько часов мы были уж е в Улан-Баторе. Надолго со х р ан ятс я в памяти дороги Монголии, пейзажи Х эн тэя и чудесные люди, созидающие новую жизнь. Л. к Р и в Е л ь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2