Сибирские огни, 1964, № 9

Конечно, частнособственнические тенденции ещ е дают о себе з н а т ь . Не сра­ з у перевоспитывается психология арата. В ед ь прошло всего несколько лет с тех пор, как монгольский худон (село) вступил н а коллективный путь. Интересуемся биографией председателя. Ему 28 лет, сам родом и з здешних м ест, член Монгольской народно-революционной партии. Нет, отец его не был бедняком. В стаде стар о го Чочога было 7 0 0 голов скота. Но все ж е он одним из первых вступил в объединение. Чочог, как никто другой, знал, что тако е труд скотовода в одиночку. Единственный его сы н тогд а учился в городе. Попробуй-ка выпаси стадо, сохрани его от хищников, прим и приплод, вырасти. И в жестокие зимние стуши, и в л етн и й нетерпимый зной не зн ает покоя арат. От за р и до зари он в степи. Его раб очи й день был далек от той идиллической к ар ти ны , которую рисовали себе н еко торы е люди, утверждавшие, что труд арата л егкий , нечто вро­ де развлечения ■— е зд и , мол, по степи из го стей в гости... — Хотите посм о треть, что дал простому ар ату коллективный труд , поедем к Ламзаву, другу м о его отца, — говорит н ам Аю рзан. Конечно, хотим. И вот через полчаса мы в юрте старого верблюж атника си­ дим вокруг низенького столика—ширээ. Л а м з а в в новенькой куртке-хурум и крас­ ных шароварах в е д е т степенный, ничего н е значащий, но необходимый в таких случаях этикетный разговор. Отвечаем н а традиционные вопросы: «К а к доеха­ ли ?», «Как здоровье?», «Здоровы ли родны е?» . В свою очередь интересуемся тем же да плюс за д а ем вопрос о скоте. К ак б е з этого? Узнаем, что се го дн я у Лам- за в а выходной день. Аюрзан подмигивает нам и показывает загнутый палец. П ервое преимуще­ ство коллективного труд а. Раньше арат-труж еник и мечтать не мог о выходном. Сейчас пастьба идет посменно. Замечаем, что юрта убрана по-праздничному, да и хозяин в праздничной одежде. Оказывается, у Ламзава сегодня н е просто день отдыха. Правление присудило ему первое м ест о в объединенческом соревновании. Он — лучший верблюж атник. Поэтому в его ю рте будут торжества, в а р я т с я празд­ ничные угощения, приглаш ены соседи. Это у ж е нововведение п ред седателя. Побе­ ди тель в соревновании чествуется всей бри гадой . Каков его ж и зн енны й путь? — Плохое в прош лом забывается, см еш но е помнится, — го во р и т Ламзав. Его глаза блестят л у к а в о . Старый скотовод рассказывает, как вм есте со сверст­ никами был отдан мальчиш кой в монастырь, к ак заучивал тибетские молитвы, ничего не понимая в них. А потом убежал. — С тех пор у м ен я отвращение ко в с я к о й грамоте,— хитро посмеивается Ламзав. Мы тоже улы б аем ся. Не надо о б л а д а ть особой проницательностью, чтобы разгадать маленькую хитрость старика — з а остовом юрты заткнуты св еж и е газе­ ты , на сундучке ак к у р атн ой стопочкой сл ож ены книги, рядом р а с к р ы т а я тетрадь, испещренная буквами и старомонгольскими значками. — Что же бы л о потом? — Потом, — с т а р и к медленно раскуривает свою трубку, — по том я попал в чиновники, — п лу товато глядит он на п р ед се д а те л я , — с твоим отцом вместе хо­ дили «в начальстве». Жалованья нам Не пол агало сь, харчей тоже, то л ь ко лошадь давали. Это была по сути дела должность рассыльного при хошунном правлении. И з «чиновников» тож е убежал после того, к а к однажды ни за что, ни про что высекли нагайкой. П ош ел водить верблюжьи караваны. Вывал в Ч и те, Алтан- Булаке, Калгане. Б р о си л и это занятие, н ак он ец . Стал пасти скот. Р або тал день и ночь, недоедал, недосы пал, одевался в ч уж и е обноски. Все хотел с т а т ь богатым, д а ничего не выходило — то эпидемии, то бескормица губили скот. Т а к и не под­ нялся. А когда н ач а л о с ь кооперирование, одиннадцать аратов первыми соединили свои стада. Среди ни х был и Ламзав. — Горы хотя и далеко друг от д ру га, а туманы и тучи их соединяю т; лю­ дей , живущих в ст еп и , добрые дела сводят, —- уж е серьезно говорит Л ам зав. Гла­ за его становятся задум чивыми .—Поначалу мы не думали о значении кооперации д л я государства, п росто хотелось поработать вместе, облегчить свой труд, учить животноводческому д е л у молодежь. Только теп ерь по-настоящему поняли , какую выгоду приносит общественное хозяйство. Ж и зн ь лучше стала, много лучше, светлее, труд больш е цениться стал, стадо бы стр ее растет. Ламзав в кооп ерати ве выполняет одну и з самых трудоемких р аб о т — выра­ щивает верблюжат. Ч тобы из маленького беспомощного животного вырос «ко­ рабль пустыни», н уж е н большой и кропотливый труд. Считается р авным по за­ тратам труда вы р а сти ть десять ягнят или одного верблюжонка. В ерблю ж ат кута­ ют в тряпки, постепенно приучают к ветру, д аю т им специальное пи тани е. Далеко не всякий арат м ож ет сохранить весь приплод. А у Ламзава это п о л у ч а ется непло­ хо, весь молодняк он сохраняет и выращивает. Верблюд в м онгольских степях — это настоящий клад. Он не только транс­ портное средство. Е го ценная шерсть — в аж н а я статья экспорта. Верблюд дает арату мясо и молоко, он долголетен и неприхотлив. Кооперативу верблюдоводство приносит большой доход. Один только Л а м за в за лето отправил н а ск л ад около

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2