Сибирские огни, 1964, № 9

Торговы е работники р ассказы ваю т, что к ним Ш ам б а поступил после того, как его отовсюду сняли. Принят в их систему он был по телеграмме: «В есьм а срочно. Восклицательный знак. Прибыл на родину. Точка. СогДасен занять м есто, запятая, так к ак в кооперативе председателя нет. Точка. Ж амб а». Конечно, не зря рассказы о руководящем Ж амбе пользуются такой б о л ь ­ шой популярностью . Народная в л а сть выдвинула из сам ы х широких масс ты сячи руководителей партийных, государственных, хозяйственных. Подавляющее бо л ь ­ шинство их — талантливые, грам отны е, признанные в ож а к и масс, отдающие в с е свои си лы служению народу, н асто ящ и е его слуги. Но, видимо, попадают к р у к о ­ водству кое-где и «Жамбы». И у ст н ая критика их, к р и т и к а смехом — самым о с т­ рым ор уж и ем , критика то б е зж ало стн ая и резкая, то м я гк а я и теплая, ш ироко разли вш аяся по всей стране и им евш ая в своей исторической основе, вероятно, рассказы древнемонгольских почтовых гонцов, — это зд о р о в а я реакция н ар о д а против бюрократизма, косности, барства, зазнайства о тд ел ьны х зарвавшихся « р у ­ ководящих работников». С к аж ды м днем все меньше становится «Жамб» — руководителей отсталых, чванливых, не желающих учиться. К руководству при ходят молодые, грамотные, энергичные люди. Члены М онгольской народно-революционной партии, хорошо знающие сельское хозяйство и промышленность. Со многими из них мы в с т р е ­ чались во время поездки по Х энтэйскому краю. Хочется рассказать об одной т а ­ кой в с тр еч е. Это было на юге аймака в Мунх-сомоне. Вообще го вор я, большинство н а с е ­ ленных пунктов, сомонов, гор и р ек в Монголии носят восхваляющие названия. Достаточно просто взглянуть н а к а р т у страны, чтобы у б еди ться в этом. Чаще в с е ­ го н асел енны е пункты названы понятиями, в основе к о то ры х леж ат слова: мунх — вечный, дж аргалант — счастливый, баян — богатый, сай х ан — прекрасный, эр д э- нэ — драгоценный, алтан — золотой . Вероятно, в этом обычае отражены п е р е ­ житки древних языческих веро ваний монголов. Надо с к а за т ь , что в отличие о т других, эти пережитки сейчас по общему признанию в р е д а не приносят, названия звучат совсем неплохо. Т ак вот, в Мунх-сомоне мы встретились с пред седателем сомонного у п р а в ­ ления, который в Монголии одноврем енна является и председателем сельхозобъ- единения, Гочогийном Аюрзаном. Когда мы приехали, то встретили стройного м о ­ лодого человека. Вначале я д аж е подумал, что это с е к р е т а р ь ревсомольской я ч е й ­ ки. У п а р н я было красивое о тк ры то е лицо, нос с горбинкой, черные с синим о т л и ­ вом воло сы , крутая выпуклая грудь. Его спортивную ф и гу р у подчеркивал с в е т ­ лый щ егольской халат — дэли с желтыми шнурами. Б л е с т ящ а я головка вечной ручки вы гляды вал а из-за воротника. И даже когда мн е сказали , что Аюрзан — лучший председатель аратского кооператива, когда, познакомившись с нами, он взял в р у ки толстую книгу с колонк ам и цифр, я не мог отделаться от своего в п е ­ чатления. Но уже через несколько часов мы поняли, что перед нами настоящий рачительный хозяин. Да он и не молод вовсе. Это опы тны й, видавший виды ч е л о ­ век. Его р асск аз то и дело п ер есы п ал ся цифрами. И п р ав о же, в тот день т а к о е скучное занятие, как перечисление цифр, показалось н ам чудесной симфонией. Именйо они, цифры, помогли в с т а т ь на ноги объединению, которое тоже носило доброе традиционное монгольское имя — «Вечный и сточн и к » . Эту магическую силу про сты х с виду цифр р ан ьш е других разгадал м олодой председатель, и з ­ бранный три года назад. Учет — вот больное место м но гих молодых сельхозобъ- единений республики. Практически, как рассказали н ам , его раньше не было в «Вечном источнике». При п р еж н ем председателе в объединении царил полный беспорядок. А р а ты не знали, сколько они заработали сегодня, чем будут заниматься завтра. Объявляли, например, что получат на трудодень по 6 тугриков, подсчи ­ тывали — выходило по четыре. Аю рзан, возглавив п рав л ен и е, начал с того, что навел пор ядо к в конторе, в ц ен тральной усадьбе, за тем в бригадах и звен ьях . Установили твердые нормы-тарифы, подсчитали кассу, ввели материальную за и н ­ тересованность. — К аж дый должен считать, что он сделал и для чего , — повторял то и д е л о новый председатель. И д е л о двинулось. З а один год «Вечный источник», твердо занимавший последнее место в а й ­ маке, ш агн у л вперед. Люди по н ял и преимущества коллективного способа ведени я хозяйства, потянулись к новому председателю, у него появилось много д о б р о ­ вольных помощников, активистов. . А ю р зан рассказывает, что в сельхозобъединении сей ч ас более сорока т р е х тысяч голов скота, а к концу п яти л етки одних только тонкорунных овец будет 4 0 тысяч. С троятся новые бригадные станы — к концу п яти л етки все араты бу д у т жить в дом ах, и только пастухи н а время отгонных п астб ищ выедут с юртой. П е ­ решли н а ежемесячное авансирование, объединенцы довол ьны — лучше р або тать стали. 1 м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2