Сибирские огни, 1964, № 9

торические предпосылки. Дескать, суровые климатические условия, природа, не балующ ая людей, и стори я, состоящая из в ечны х столкновений и войн, двухсот­ л етн ее чужеземное иго наложили отпечаток на духовный облик сынов и дочерей степей. Они, мол, не лю бят, а порой и не понимаю т шутки. Конечно, нельзя сбрасы вать со счета те у сл о ви я, в которых жил долгое вре­ м я народ. Но, несмотря на это, а может быть, вопреки этому, монгол, к а к и пред­ ставитель любой дру гой национальности, лю би т шутку, знает ей цену. Сколько острых прибауток, х л ес тк и х сравнений, метких эпитетов можно услыш ать в юртах ар ато в и на трактовых остановках, в аудиториях новых учебных за в ед ен и й и на Остатки д р е в н е г о городищ а (VI вен) н е п о д а л е к у от г. Чойбалсана. длинных монгольских дорогах. Среди них не тол ько драгоценные самоцветы древ­ него народного творчества, богатство которого широко известно всему миру, но и то, что рождается в ж и зни каждый день, — песня, шутка, притча, ан екдо т. Чего стоит, н априм ер , серия юмористических рассказов о «Р уковод ящ ем Ж амб е». Впервые я у слы ш а л их от молодого ч ел о век а в меховом дэли и круглой каракулевой шапочке. И было это в Ундурхане. Паренек говорил быстро-быстро, притопывая сапогом. Слуш атели зачарованно смотрели на него, по втор яя время о т времени «тий?!», « д а ?!» . После двух-трех «тий?!» громыхал хохот. Это был р а с с к а з о том, как Ж ам б а , избранный даргой (начальником), перестал узнавать свою жену, вызывал ее в юрту через посыльного, запретил без доклада входить к н ему детям. В следующей притче говорилось о том, как Жамба, став старш им та­ бунщиком, готовил больш ую речь, а чтобы прорепетировать ее, под уж а сны е клят­ вы брал у пастухов обещ ани е молчать (речь политическая), затем стан о ви л ся пе­ р ед стадом и начинал: «товарищи верблюды!». Рассказчики из Ц ентрального аймака со смехом утверждали, что Ж ам б а ро­ дом и з Средней Гоби, гобийцы говорили, что Ж ам б а живет около Улан -Б атора, север ян е — что он п ри ех а л с дальнего запада. Бы ли разные варианты его дея­ тельности. У шоферов, например, Жамба д ей ство вал как начальник бензоколон­ ки и до тех пор никому не давал бензина, пока не догадывались его н азв ат ь: «то­ в арищ Жамба, начальник бензиновой колонки ном ер три, расположенной в Буин- сомоне Буинского ай м а к а на четыреста сорок пятом километре южной дорогй». В худоне (сельской местности) Жамба ри со в ал ся председателем сельхозобъ- единения. Однажды ночью он пошел проверить пастьбу скота и испугал сторожа. Т о т возьми да выстрели спросонья вверх. Ж ам б а с испугу упал и за к р и ч ал : «Я умираю за свое объединение, у меня полные гу ту лы (сапоги) крови, сд ай те мою начальническую книжку в музей».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2