Сибирские огни, 1964, № 9
П р о езж аем мимо островка л е с а , который, как и вс я к и й лесок в степи, по т р а диции н азы в а етс я «дзун мод» — «сто деревьев». Д о р о га, петляя, взбирается вверх. Вот лесистое мрачное ущ ел ь е. Старики рассказываю т, что в предреволю ционное вр ем я какая-то авантюристка открыла на вы е зд е из ущелья трактир- притон д л я бежавшего из Советской России белогвардейского отрепья. Впрочем, эта за тея кончилась печально— п ьяны е офицеры убили х о зяй к у и сожгли ее « з а ведение». Осталось на привале л иш ь печальное, заросш ее травой, або — к у ч а камней, слож енных пирамидой по древнему языческому обычаю . Однако не все жертвоприношения потемнели от времени. Верх або в е н ч а е т платок с санскрит скими письм енами — недавно зд е с ь побывал его величество король Непала. Пла- .ток от него. А что в этом жесте странного или нового, ес л и сорок один год н азад правительство «бога на земле» последнего в Монголии богдогегена даже отпуска ло сп еци альны е средства из казны на жертвоприношения Духам гор. Д о р о га уходит дальше в сини е сопки к Керулену. Л егенд арн ая монгольская река — Золо той Керулен отсюда н есет свои воды в Тихий океан. Нигде ни д ер ев ца, ни к у сти к а. Мрачные горы то сдавливают русло, и то гд а потоки воды увели чивают скорость, бурлят, пенятся, то широко, на десятки километров, раздвига ются, и К ерул ен несет свои воды плавно, величаво. В окру г древние причудливые скалы, иссеченны е ветром, п ещ еры , каменные останцы, похожие на гигантских черепах. С р а зу же за рекой возвыш аются многочисленные верш ины Баин-Улан-улы, горы-спасителышцы, как зовут ее в народе. Более чем н а тридцать километров раскинула она свои хребты. В ск л ад к а х Баин-Улан-улы зим ой тепло, мало снега, нет ветров. Во время страшного бедствия — дзуда, когд а снег и лед покрывают степи и ск о т гибнет от голода, Баин-Улан-ула — настоящее спасение. На ней, к ак рассказывают монголы, «тысяча стоянок». За сотни ки лом етров гонят в такое время ск о т на гору-спасительницу. Во время страшного д зу д а в 1944 году Баин- Улан-ула выручила из беды не одн у сотню аратских х о зяй с тв . В тот год на горе зимовало около миллиона коров, овец , коз. Зим ой 1961/62 года бедствие угрожало повториться. Выпали невиданные для Монголии снега. Страховых зап асо в кормов не х вати л о . И снова помогла Баин-Улан-ула. Сельскохозяйственные объединения Ц ен трального, Хэнтэйского, Средне-Гобийского аймаков погнали скот на ее увалы. П ри кооперированном хо зяйстве это сделать было легче, чем раньше. Помогло го суд ар ство . На Баин-Улан- уле оборудовали ветеринарные п ун к ты , построили временные жилые помещения, аэродром. ...Т олько к вечеру мы оторвали сь от Баин-Улан-улы. Снова равнина вокруг. Снова на горизонте проносятся стай ки дзеренов. Небо стан о ви тся малиновым, си ние тени л ож а тся на долины и горы . Счетчик показывает, что проехали около ч е тырехсот километров Впереди м ел ькнули огоньки У ндурхан а... У ндурхан . Во время боев на Халхин-Голе здесь н аход и л ась база советско- монгольских войсковых сил. В ц ен т р е города возвышается памятник советским танкистам, геройски погибшим в бо я х с японской военщиной. На серой стене обе лиска написано: «Африкану И вановичу Киселеву, М и хаи лу Степановичу Ано шину 9 и 10 июля 1939 года. Спите спокойно, дорогие то в арищ и . Спите, славные танкисты. Д ело, за которое вы бороли сь, будет доведено до конца!» Т яж е лы е мысли рождаются у таких памятников. С к ол ьк о еще пришлось вое вать после тридцать девятого, с к о л ь к о серых обелисков встало на неимоверно трудном, политом кровью пути н аш и х ровесников, сколько сл ез пролили матери, ожидая тех , в честь кого воздвигнуты эти символы б ессм ер ти я на огромных про сторах Е вропы и Азии... З а б е га я вперед, надо ск азать,,что в Хэнтэйском крае я был не однажды. Р о в но через полгода, уже весной, мне посчастливилось снова о бъ е х ать этот обширный район республики . Теперь наш п у ть л еж ал по северным сомонам аймака, вдоль границы с Советским Союзом. П ер ед этим мы исколесили вд оль и поперек обшир ную равнину восточной части стр аны , расположенную за городом Чойбалсан, а з а тем вернули сь в Ундурхан — ц ен тр Хэнтэйского аймака, в нем проживает около пяти ты сяч человек. И снова, к а к и осенью, отсюда н ач ал о сь наше путешествие по причудливым увалам. И снова, накануне отъезда, мы побывали в Ундурхан- ском д ворц е культуры — гордости города. Только мне. особенно запомнился п ер вый концерт. На нем была примерно пятая часть жителей города. Зрители в Мон голии обы чно очень непосредственно реагируют на сц еническое представление. Каждое вы ступление прерывалось бурей аплодисментов, артистов вызывали дважды, триж ды . Сто двадцать п евцов, танцоров, декламаторов выступало в то т вечер во дворц е. Мне рассказали, что на сцене Дворца к у л ь ту ры идут две пьесы местных ав торов — работников айм ачной газеты «Урагша» («Вперед»), В них рассказывается о современниках — героях сегодняшней Монголии, членах бригад социалистического труда. Н ер едко можно услышать, ч то монголы угрюмоваты, что у них тяжелый к замкнутый характер . Находятся д л я обоснования этого д а ж е экономические и ис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2