Сибирские огни, 1964, № 9
п ар ты , провел по ней п ал ьц ем и сказал совершенно серьезно своему то в арищ у с наголо остриженной головой: — Просохла хорошо, а все еще шибко п ахн ет, чуешь? Несколько мальчиков толпились у доски, п оры вали сь писать на н ей мелом, но тут же стирали написанное влажной тряпочкой. Видно, ребята очень соскучи л и сь о школе. Раздался звонок. Засуетились, н ач ал и рассаживатьсй по своим ме стам . Сейчас начнется п ер вы й урок в четвертом к л а сс е после летних каникул. . Вошла учительница Т атьян а Игнатьевна. Это о ней рассказывал м н е Анд р ей всю ночь. На мгновение она задержалась у порога, с радостью о гл яды в ая притихших учеников. Улыбнувшись, поздоровалась. Ответили ей дружно хором. И вот стоит она перед классом , положив большие руки на стол. В скромном се ром платье. Прямые волосы расчесаны на косой р я д и лежат одной бл естящ ей черной массой. — Как вы выросли! — Татьяна Игнатьевна медленно прошла вд о л ь парг. Она любовно оглядывала каж дого ученика.— Н у -к а, покажите, что вы собр али за л ет о для нашей выставки? И сразу класс загомонил. Появились коробочки, ящики, распаковывались какие-то свертки. И теп ер ь уж е на партах л еж ал и жучки, нанизанные н а булав ки и приколотые к картону, гербарии растений, засуш енны е листья д еревьев. Митька принес небольш ой лист фанеры, на котором были прикреплены про волокой корни полыни, р еп ея, крапивы. И еще М и тька показал дневник. В этом дневнике было подробно записано, как он ух аж ивал за мерином Султаном, разво зи л на нем обед комбайнерам. Митька чистил стойло, красил дугу своего Султа н а, смазывал сбрую жиром . В завершение всего н а тетрадном листе красным карандашом нарисован сам Султан. По мнению Митьки, «конь как живой» . Рассматривая работы учеников, Татьяна И гнатьевна останавливалась то- в о зл е одной парты, то в о зл е другой. — А мы убирали горох и кукурузу, — торопливо сообщали голоса. — А мы на пасеке работали, — вторили им другие. Татьяна Игнатьевна подошла к столу и посм отрел а на полного румяного м альчика, сидевшего на третьей парте вразвалку. В разговоре он не принимал участия, сонно поглядывал по сторонам. ,— А сейчас Гоша С авельев расскажет нам , к ак он провел каникулы . Что д е л ал летом? Ученик покачал ногой и, не меняя позы, ответил: — Ничего не делал. Ребята засмеялись, а Митька нахмурил б е лы е брови и даже не в зг л я н у л на С авельева. Татьяна Игнатьевна задумалась. Размышляя о чем-то, она прош ла вдоль п ар т, затем спросила р еб ят, какие книги они прочи тали за лето. В классе стало ти хо. Оказалось, что читали ребята мало. После у ро к о в Гоша Савельев сх в ати л порт ф е л ь и побежал домой. В се ребята вместе с учительницей пошли в библиотеку. Они набросились там н а книги, как птицы на к орм . Потом заторопились к «дяде- А р к аш е» — в книжный магазин. Дядя Аркаша, седой, опрятный старич ок в оч к ах , сидел за столом у окн а. Он всю свою ж и з н ь ,работал с книгами. Это у него я купила первую книжку «Белолобый». Книги почему-то продавали сь у нас на почте. Все они умещались в одном чемодане. И когда дядя А ркаш а, тогда еще молодой брюнет, открывал его, у нас разбегались глаза. Ц ветны е обложки, картинки сули ли такие интересные вести обо всем на свете. Это бы л маленький родничок, и, сколько мы ни пили и з него, ж аж д а к книгам усиливалась. — Дядя Аркаша! — толпились мы возле чемодана. — Мне «К аш тан к у » . — А мне «Белый п удель» . — А вон! У-у! К а к а я большая. Дядя А р к аш а, в ней про что написано? — Пожалте, пож алте, друзья мои, — р адуш но говорил дядя А р к аш а , по д а в а я нам книжки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2