Сибирские огни, 1964, № 9
же молодежь, завод ски е комсомольцы н азы ваю т старого стр о га л ьщ и к а «живой историей завода» . Он был одним из за ч и н а тел ей социалистического соревнования на заводе в годы первой пятилетки, одним из первых ударников Тюмени, участни ком первого город ско го слета ударников. За время р аб о ты на заводе А лександр Степанович в совершенстве освоил про фессии токаря, сл е са р я , фрезеровщика, долбежника, строгальщика и обучил этим профессиям десятки молодых лю д ей . Его выученики р або таю т почти . во всех цехах. Биография за в о д а — биография ч ел о век а. Проходили годы , менялся облик за в о д а , цеха, в котором р аб о та л Александр Степанович, м ен я л и с ь станки, и он о с в аи в а л эти новые станки, новую технику и продолжал д е л а т ь свое большое, нужное дело, обрабатывать м е т а л л , который по том превратится в части днищ, борта, п ал у бы судов. Вместе с Александром Степановичем мы разглядывали с т а р ы е фотографии — лет его м олодости, молодости завода. . — Конечно ж е, любопытно п о гл яд еть, каким ты был т р и д ц а ть лет назад,— задумчиво с к а за л Белобородов, — но ещ е нужнее для сердца у вид ать, что ты своими руками нар або тал вот за эти с ам ы е тридцать годов. А я свой счет, знаете, по готовой продукции нашей заводской в е ду . В буксирах, та н к е р ах , лесовозах — всюду есть и н аш а долька строгалей, сл е са р ей , токарей. Александр Степанович положил н а стол свои большие, си л ьны е, потемнев шие в работе с м еталлом , руки. И тут я снова услышала то, ч то не р аз уже слы шала на этом за в о д е , где рождаются су д а: — Судоверф ь — она, знаете, д е рж и т человека... ...В годы В еликой Отечественной войны завод работал н а фрон т. Те, кто ос тались в его ц ех а х , и женщины и подростки , пришедшие на см ен у тем, кто ушел сражаться с ф аш истами , несли гвард ей ски е вахты, устанавливали для себя «ка зарменное п олож ени е» (пока не вы полн ен о задание — не у ходили из цеха), делали все н уж н о е дл я победы над в р а гом . Эта страница ж и зн и завода — суро вая и мужественная, заполнена ветеран ам и . Новые стр ан и цы жизни ведут в сегодняш ний день завода, в его завтра. Их за полнит весь больш ой коллектив завода — все три поколения судостроителей. Это будет блистательная глава об исполинских шагах завода, о героическом труде его людей в п ериод развернутого стр о и тел ь ств а коммунизма. Если го вори ть о внешнем облике за в о д а , то тут — на юго-западной окраине Тюмени, на вы соком берегу Туры — з а последнее время, по су ти , поднялось но вое предприятие. З а два года (1962 — 1 9 6 3 ) семилетки построено и введено в строй цехов, или , как здесь принято го вори ть , производственных площадей, в три раза больше, чем за предшествующие три д ц ать лет. Здесь, к аж е т с я , о каждом корпусе можно сказать «новый». Новый инстру ментальный, н овы й механосборочный, новы й гальванопокрытий, новый плаз... И главное, эти новы е цеха насыщены самой современной техни кой . Тут приме няется самая соврем енная технология судостроения, передовые методы сборки судов крупными секциями, поточно-позиционные линии в ц е х а х , на стапелях, электросварка в среде углекислого г а з а и многое другое. В наши дни Тюменский судостроительный завод — голо вн о е предприятие, центр речного судостроения Сибири. С у д а с тюменской м аркой (их речники на зывают «тюм енцы») плавают по И р тыш у , Оби, Енисею, Лене, Колым е, Индигир ке. Если вам приходилось видеть на И р тыш е, Оби комфортабельные пассажир ские теплоходы (в газетах их обычно назы ваю т красавцами) «Космонавт Гага рин», «Генерал Карбышев», знайте — они сделаны руками тюменских судо строителей. На всех сибирских реках соверш аю т рейсы танкеры, сухо гру зны е теплохо ды, рефрижераторы , караваны саморазгружающихся лесовозов, похожие на по ездные составы , огромные электроходы -плоты — это все продукция тюмен ских судостроителей, это — сегодняшний день судостроительного завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2