Сибирские огни, 1964, № 9

И тюменские судостроители утраивали, у ч е т в е р я л и свои возможности, воз­ в р ащ ал и жизнь, восстанавливали для сибирских р ек загубленные интервентами су д а. Все это предыстория завода. А вот и начало истории. Вспомним: авторы будущ ей книги начали ее с того дня, когда в Тюм ен ь при­ бы л и рабочие Балтийского судостроительного за в о д а . Балтийцам отвели участок н а правом берегу Туры, там , где сейчас н аходится второй заводской участок и стоит корпус пятого ц ех а. Вот на этом самом м есте соорудили длинный сарай. Т у т разместили корпусной участок и контору, н а тонких, сбитых из досок две­ р я х появилась надпись: «Отделение Балтийского завода». Механические м астер­ с к и е разместили под о ткры тым ветрам навесом. Стояли лютые ян вар ски е морозы. В корпусном участке начали сб о р к у пер­ вы х судов. Балтийцам помогали тюменцы. Они р аб отали в эти трудные дни бок о бок с петроградскими рабочими. Строили б арж и , восстанавливали с т а р ы е бук­ с и р ы для караванов К арской экспедиции. В ту п ору ее называли Сибирской хлебной экспедицией. Обь-Иртышский бассейн бы л самым удобным и деш евым п утем для вывозки хлеба и з глубинных районов С ибири1. ...Ш ли годы. Отделение Балтийского завода слилось с местными в е рф ям и в одно предприятие, сн ачала судоремонтное, потом чисто судостроительное. И уже балтийцы начали себя н азы в а ть тюменцами, сибиряками . В цеха завода п остуча­ л а с ь пятилетка. Много нового принесла она судостроителям . Завод н а ч а л стро­ и ть первые металлические суда. Это были л и х те р а для верхнего п л ес а И рты ­ ш а и нефтеналивные барж и . А в 1932 году на стап еля х появились уж е п ер вы е самоходные су д а совет­ с к о й конструкции с м аш инами тройного расширения — трехсотсильные буксир­ ны е пароходы — «Ш ах тер» , «Первое мая», « Р або ч и й » — первенцы пятилетки н а Иртыше. На высоком берегу Т у ры поднялись новые цехи — корпусной, м еханич е­ ский , кузнечный, слесарно-монтажный, литейный — дл я плавки чугуна и меди. Эти цехи сооружали не только строители. О тработав свою смену, шли н а комму­ нистические «субботники», «воскресники», « ср еды » , «четверги» (все дни недели ■были днями коммунистического труда) токари, строгальщики, разметчики плаза, судосборщики. Лопатами ры ли котлованы, на та ч к а х перевозили горы зем ли , но­ гами месили глину для кирпича. Строил весь за в о д . И впереди, по доброй нашей тр адиции , были коммунисты и комсомольцы. В механическом цехе я познакомилась со старым рабочим-строгалыциком, ударником коммунистического труда Александром Степановичем Белобородовым. Белобородовы — потомственные судостроители. И отец и дед А л ек сандр а Степановича работали зд е с ь на Туре — на суд о верф ях . С судоверфью связали свою жизнь братья Белобородова. И дети Александра Степановича сейчас сд ел а л и выбор, пошли по отцовским стоп ам , работают на этом ж е заводе. Младший его сын девятиклассник Стани­ с л а в — тоже связал свои юношеские мечты с заводом , хочет строить су д а. Молоденьким пареньком — вихрастым «ф абзайц ем » — Сашка Белобородов п риш ел на завод из Ф ЗУ . Это был самый первый выпуск тюменской ш к о лы фаб­ рично-заводского ученичества. Тогда на заводском дворе не было ни э т и х капи­ тал ьны х цеховых корпусов, ни подъемных кранов, помогающих своими добрыми ■сильными руками людям. Кругом раздавалось надрывное уханье: « Р а з-д в а — в зя л и !», воздух гудел, и люди глохли «от клепа» — так Александр Степанович ■называет клепальные р аб о ты . На его глазах, при его участии рос завод, возводи­ л и с ь новые цехи, проводились первые коммунистические субботники. Недаром 1 Первая Карская сибирская хлебная экспедиция была проведена в 1920 году. Постановление Совнаркома о ней было подписано В. И. Лениным. Подготавливал экспедицию Комитет Северного пути при Сибревкоме, находившемся тогда в Омске. Из Омска в Обскую губу вышло шесть бук­ сирны х пароходов с баржами. Они везли 575 тысяч пудов хлеба. Эта экспедиция положила начало Карским экспедициям, которые проводились ежегодно — до тридцатых годов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2