Сибирские огни, 1964, № 9
лю не рассчитал р ассто ян и я, и последние б у к вы не уместились на к р уж а л е . Полу чилась «Основа». Т а к и проплавал весь свой в е к первый сибирский п ароход с усе ченным, обрубленным названием. Первые н ави гации «Основа» п л а в а л а по Туре вблизи Тюмени и т о л ь к о в 1842 году вышла в большой рейс к Тобольску. 1842 год принято считать началом пароходного сообщения в Сибири. В этом году золотопромышленник Мясников получил «высочайше дарованную привиле гию на десять лет д л я учреждения пароходства по рекам Сибири». Он же приоб р ел «Основу» и в том ж е году продал и п ар о х о д и привилегии дру гом у владель цу — надворному со в етни ку Поклевскому-Козелл. «Основу» опять привели в Тюмень н а стап ели , и тюменские м а с т е р а устано вили на ней новую, выписанную из Швеции, 60-сильную машину. Но и такая, об новленная, она за навигацию совершала один -два рейса от Тюмени до Томска и нередко на обратном пути замерзала в плесе. Далее капитан П ерепелкин перечисляет в своих записках вл ад ельц ев различ ных пароходных компаний , возникших в Сибири на протяжении полустолетия с лишним. В Тюмени н а этих пароходовладельцев работал ряд судостроительных предприятий: знам енитых в свое время К у р б ат о вы х — Игнатовых, ан глич ан Пир са и Гуллета, П лотникова с сыновьями, Т рап езни кова и других. В се это были примитивно оборудованные, небольшие за в о ды , верфи, с убогими цехами-землян ками, сараями, а то и просто навесами. Но в этих зем л я н к а х , сараюшках и скусными руками тюменских рабочих бы ли построены и собр аны самые крупные, м ощ ны е по тому времени, пароходы: «Ермак», «Тоболяк», «Иртыш» и другие, соверш авшие рейсы и з Тюмени в Томск, Омск, низовья Оби. В Тюмени был вы строен пароход «С ою з» , который первым поднялся в вер х о вь я Иртыша, а -затем прошел на север в ш тормовую Об скую губу. Тут же в Тюмени впервые в Сибири появились на стап елях пассажир ские двухэтажные п ароходы американского типа, «американцы», к а к их на зывали. К концу XIX ст о л ети я суда, построенные на тюменских верфях, плавали по всему обширному Обь-Иртышскому бассейну. Судостроение с т а л о одной из исконных профессий тюменцев. И если где- либо в Сибири заво ди л и судовую верфь, н а помощ ь звали тюменцев. Известно, что первым судостроителем на Енисее был тюменец-механик Худяков, вместе с двум я мастерами-тюменцами построивший в Енисейске первый пароход. Из 192 пароходов, которые, согласно сп и ску судов, плавали в 1 9 1 3 году в Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах, 1 3 5 было построено'в Тюмени — колы бели сибирского п аро в о го судостроения... ' Я перелистываю страницы воспоминаний и прохожу вместе с теми , кто пи ш ет «Историю за в о д а » , весь этот путь — не очень длинный по врем ени , но вме стивший столько бол ьш и х , значительных собы тий . ...Годы революции и гражданской войны . Кладбище судов на л ев ом берегу Туры , на месте плотниковской верфи. И ск ареж енны е остова пассажирских паро ходов, буксиров, б а рж , разрушенных колчаковцами перед отступлением. Незабы ваемы е трудовые « а в р а л ы » — первые субботники, когда судостроители сутка ми не уходили со стап ел ей ... 7 августа 1919 го д а Тюмень была о свобож ден а от колчаковцев, а 2 8 августа тюменские судостроители спустили на воду п ер вы й отремонтированный пароход. В тяжкую голодную , охваченную тиф о зной эпидемией, зиму 1 9 2 0 года тю м енцы отремонтировали, восстановили, подготовили к навигации в о с ем ь паро ходов. С волнением ч и т а л и они выступления Л ен и н а на III Всероссийском съезде водников: «...На теперешнюю водную кампанию в с я республика, вся С оветская власть, все существование рабоче-крестьянской вл асти возлагают задачи исключительной величайшей важности. Н ел ь зя терять ни одной недели, ни одного дн я , ни одной минуты, надо остановить эту разруху и у тр о и ть и учетверить возможности».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2