Сибирские огни, 1964, № 9
го в стран е Балтийского судостроительного завода, приехавшие в Сибирь и з П ет р о гр ад а строить суда для К ар ской экспедиции. Но эта история имеет свою предысторию. Тюмень и ее окрестности и зд авн а сл а ви л и сь своими умельцами-судостроителями. На б е р егу Туры были раскид аны слободки , где жили «судовых, дощаничных дел» м аст ер а . Работали на суд о стро е нии ц елыми семьями. Строили дощаники, струги, ры б ач ьи суда. От отцов к сы н о вь ям передавалась нелегкая профессия. В воеводских наказах XV II столетия не раз упоминалось: «...а сделать доб рым судового дела мастером н а Туре-реке дощаники и струги», «...а п о сл ать на Т у р у умельцев дощаничного д е л а» ... Судовая повинность, установленная для жителей Тюмени, Туринска и о к р е с т ных селений, была столь тяж к о й , что воевода отписывал в Москву: «Люди д а в я т с я и р еж у тс я до смерти от того судового дела». Дощаники и струги, сработанны е тюменскими, туринскими мастерами, поды м али сь вверх по Иртышу к Ямыш-озеру за солью и спускались в низовья, н а с е вер , к Обской губе, в золотые соболиные земли. Н а севере Тюменской области мне довелось у слыш ать сказку о судовом ум ел ьц е с Туры-реки Афоньке Кострынице, который сд ел ал струг с поющими п а р у сам и и чудесным рулем-самоходом. Сказка была «дол гая», наверное, хорош о бы ло ее слушать в длинные зимние вечера при зыбком мерцании светца, а м ож ет, и б е з него. Она пространно рассказывала, как сплы л Афонькин стружок в н и з по И р тыш у , Оби до Ледяного моря-океана, а потом поп ал в соболиный златокипящий город Мангазею. Р азны е напасти сыпались на Афоньку в пути, и везд е струг-самоход вы носил его и з беды. Как ковер-самолет предвосхитил в с к а зк е самолет, так струг-самоход »был предвозвестником парохода. Но больше всего меня заинтересовало в этой с к а з к е то, что она повествовала о простом умельце, судовых д е л мастере. Архивные документы назы ваю т обычно имена купцов-судовладельцев, р еж е капитанов, механиков, а н арод н ая память сохранила и донесла до нашего вр ем ени , пусть в сказке, были, ск азан и я о людях, чьими р у к ам и строились суда на сиби р ских реках. Т ак вот, о предыстории Тюменского судостроительного завода. В поисках материалов об истоках судостроения в Сибири авторы будущ ей кни ги — молодой инженер за в о д а Анатолий Л ош кар ев и ветеран судостроения К. П. Михайлов поехали в Тобольск. Там в богатейшем хранилище старинного 'сибирского архива они обнаружили рукопись некоего капитана первого р а з р я д а К . А . Перепелкина. В этой рукописи рассказывалось о первом пароходе, п остроен н ом в Сибири. Он был заложен на б е р егу Туры, в Туринской Слободе по заказу предприим чивого тюменского купца II гильдии Наума Тюфина. Т у т нужно оговориться. К а п и тан Перепелкин несколько ошибся. Этот первый сибирский пароход за лож и л и не в 1 8 4 2 году, как он сообщ ает, а в 1837 году, то ес ть почти в то же время, когд а появили сь первые пароходы н а Волге. Весной этого же года он был спущен на воду и приплавлен из Туринской ■Слободы в Тюмень, где и достраивался. Строили его туринские и тюменские мастера; рабочи е и механики тагильского .демидовского завода устанавливали паровую тридцатисильную машину. Им ен а строи тел ей первого сибирского парохода до нас не дош ли . Архивные докум ен ты ■и запи ски капитана Перепелкина называют лишь пароходовладельцев. Корпус парохода был деревянный. Судоводители жаловались, что он « в е л и кий» (то есть имеет плохую остойчивость). Чтобы п р и д а ть ему остойчивость, к ко л есным кружалам прикрепили деревянные плавники — бревна. Топили п ароход д р о в ам и . Суточный запас их хранил ся на корме под тентом . Тюфин хотел назвать свой пароход «Основателем». Но, по преданию, монах тюменского монастыря, н ан я ты й купцом для «надписания наименований», во хм е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2