Сибирские огни, 1964, № 9
Все мы, кто со б р ал с я в этот час на б е р егу Туры, были полны напряженного ожидания. Вот уж е сн я ты по команде сп усковы е кильблоки — толстенны е брусья, на которых покоилось днище электрохода, сбиты носовые и корм овы е упорные стрелы. — Отдать к у р к и ,— приказал командующий спуском. Только носовые задержники — круги и з стальных тросов — св язы в али те перь судно со стап ел ем . Говорят, в старину м астер бросал в этот м ом ен т под дни щ е бутылку с вином — «чокался с судном». Сейчас самый напряженный момент: пойдет или не пойдет электроход по спусковой дорожке? Волнение н ев ол ьн о передается и мне. П етр Васильевич расск азы вал : бывает и так —• команды о тд аны , а судно — ни с м еста. Может- подвести н ас ал к а на по лозьях, по которым долж ны спустить судно, или перекосятся сами полозья, или попросту кусочек ж е л е з а попадет под полоз. М ало ли что бывает. Но на этот р а з никаких таких конфузов не произошло. Электроход качнулся,, припал на корму и медленно поплыл по н асал ен н ой спусковой дорож к е. — Пошел, пош ел! — невольно закри ч али все. Кое-кто захлоп ал в ладоши., А судно ск о л ьзи л о все быстрее, бы стр ее по полозьям, торопясь в реку, и с разбегу врезалось кормой в воду. В зметнулся щедрый каскад б ры зг. «Енисей» впервые в своей ж и з н и коснулся воды, с д е л а л свой первый шаг в р е к е . Правда, это очень короткий ш а г на буксире к достроечной стенке. Там будут ещ е некото рое время «колдовать» над ним монтажники, столяры , такелажники. Но это уже готовое судно. Судостроители вдохнули в н его жизнь. А потом ходовы е испытания по Туре и плот-дизель-электроход пойдет в свой первый настоящий рейс. «Енисей» поплы вет по Туре, Тоболу к И ртыш у, минует Т о б о л ь ск с его бело головой шапкой д р евн его кремля, поднимется вверх по могучей р е к е , навстречу крутому иртышскому течению, пройдет мимо старой Тары и помолодевшего бело каменного Омска с его огромными корпусами нефтеперерабатывающего и хими ческого заводов. О стан у тся позади П авлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Водяная дорога п ри вед ет его в Бухтарминское море, созданное р у к ам и человека. Тут конечный его порт. По молодому Бухтарминскому морю «Е н и сей » и будет курсировать вместе со своим собратом, т а ким же плотом-электроходом, родившимся на ст ап е л я х Тюмен ского судостроительного завода. И, наверное, сей ч а с каждый, кто п риш ел на спуск «Енисея», его первую встречу с водой, мы сл енно провожал его в э то т большой рейс. Красавец -электро ход уйдет в плавание, унося в себе горячий тр у д этих людей. Я поглядела н а П етра Васильевича. Г л авны й строитель завода проводил не один десяток судов н а реки Зауралья. И х о т я он старался казаться по-будничному спокойным, я же в и д ел а: взволнован до гл у би ны души. И вспомнила: «Это может понять только судостроитель»... История завода пиш ет ся здесь В письменном стол е редактора заводской многотиражки «Тюменский судо строитель» Юрия В асильевича Никулина л еж и т объемистая папка. Н а корочке ее тщательно выведено: «И стория завода». Т у т хранятся воспоминания ветеранов завода, ломкие пож ел тевш и е вырезки из д а в н и х газет, выписки и з архивных до кументов. Читаешь эти л и с т к и , и перед тобой в с та е т больш ая жизнь завода. История за вода. Ее пишут сами судостроители — к олл екти в авторов, молодые инж енеры , ра~ бочие и старые, к а к принято говорить, уб ел ен ны е сединами, ветераны,- чьими ру- ками творилась эта история. Историю завод а они начали с того, обросш его снегами, повитого морозной хмарью, декабрьского дня 1923 года (в ины х воспоминаниях это бы ло в январе 1924 года), когда н а пр авы й берег Туры п риш ли балтийцы — рабочие знаменито
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2