Сибирские огни, 1964, № 9

вод — головной в судостроении Сибири и поставляет суд а для всех сибирских рек. Надо отработать типовые проекты , типы судов д л я каждого бассейна и м ак си ­ м ал ьно приблизить их к тем условиям, в каких этим суд ам предстоит плавать. Это в аж н о е дело в Министерстве речного флота пока не отрегулировано, верн ее, пу­ щ ено , к ак говорят, по воле волн , почти на самотек. И нередки случаи, когда з а к а ­ зы в аю т постройку теплоходов д л я пароходства, не у чи ты в а я местных особенностей б ассейнов, а потом начинаются переделки в эксплуатации . Так было с Л ен ским пароходством . Заказали серийны е теплоходы, а эти суд а озерного типа и в Л ен ­ ском бассейне себя не оправдают. З а в о д предложил ср азу ж е внести изменения некоторы х устройств в проект теплохода. Но заказчик в стал «на дыбы»: придерживайтесь проекта! Судостроителям пришлось подчиниться. Теплоходы вышли в плаванье. И лен ­ ски е речники после первой ж е навигации убедились в своем промахе и верн ули сь к вари ан ту, предложенному Тюменским судостроительным заводом. Т ак было и с танкерами. На танкерах установили быстроходные н есудовы е дви гатели. В эксплуатации они невыгодны, неэкономичны для грузового судна. В свое время судостроители предупреждали заказчиков, и снова услышали в от­ вет: придерживайтесь теоретического проекта. И ными словами, н е, в свое дело не л езь те. В результате пароходство вынуждено заменять на танкерах эти дви гатели. А сколько средств и т р у д а уходит на такие п ер ед ел ки , во что они обходятся государству? Н а Тюменском заводе сложилась добрая тр ади ц и я. Судостроители ревниво с л е д я т за судьбой судов, рожденных на их стапелях. И по многим проектам на за в о д е внесены изменения, упрощающие, удешевляющие постройку судов, ул у ч ­ ш ающ и е их судоходные к ач ества. * * * Я завела разговор с П етром Васильевичем о том , что меня так взволновало на п л азе и тут — на ст ап е л е ,— о любви судостроителей к своей профессии, эта­ кой особой судостроительской приверженности к д е л у , о романтике этого дела. — С романтикой это вы , конечно, придумали, чтобы красивее звучало, — от­ кровенно рассмеялся Петр Васильевич,— Какая уж тут романтика? А иуте-с, по­ пробуйте поработать при тридцати и даже двадцати градусах мороза да ещ е с пер­ чиком — ветерком, как у н ас н а Туре частенько бы вает. Мало романтичного в том, что нос и щеки дубеют. Конечно, каждый хотел бы под крышей эллинга работать. И когда у го су д ар ­ с т в а представится возможность выстроить для нас крыш у, будем очень б л а го д ар ­ н ы .— И неожиданно спро си л :— Вы когда-нибудь вид али , как спускают со стап е­ л ей суда на воду? Это, зн а е т е , такое чувство... — он секунду подумал, потом как- то небрежно махнул рукой и добавил:— Впрочем, это может понять только судо­ строи тель. Мы— судосборщики Когда попадешь на стап ель, где работает бри га д а коммунистического труда Д м и три я Рыкованова, с р а зу захватывает стремительный ритм работы. Военная ч е тк о ст ь сочетается с песенной гармоничностью, красотой . Это сразу п ер ед ается новому человеку. И ощ ущ аеш ь какую-то неловкость, что нет у тебя в р у к ах отбой­ ного молота, кувалды, что ты вне этого стремительного, созидательного движ ения судосборки. Казалось, каждое движ ени е тут строго рассчи тано и руки людей сли ли сь с инструментом. Идет битва з а время, за минуты, з а секунды, которые потом м ате­ ри ал ьн о воплощаются в собранном сверх плана судне. К ак достигается такой стремительный темп в работе? Бригада н ачинает ф ор­ м ировать корпус судна, устанавливать фундаменты. Перед закладкой Ры кованов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2